Бандеровцев и наемников будут бить в лоб и в глаз — чтобы «шкурку не попортить»
Уроженец Бурятии Бадма Цырендоржиев в числе мобилизованных республики едет на Украину. По его словам, это уже его третья «война». Первая была в Афганистане, куда он попал в составе 860-го мотострелкового полка, где проходил срочную службу.
В снайперы его определили после первых же учебных стрельб на полигоне. Тога он со ста метров попал в пятикопеечную советскую монету. Прапорщик только присвистнул. А ночью с такой же дистанции потушил зажженную новогоднюю гирлянду. В этом не было ничего удивительного. Бадма — потомственный снайпер. Его дед воевал в Великую Отечественную, воевал в снайперском составе 32-й сибирской дивизии, где было много бурят. Вернулся весь израненный. «Немца надо бить в глаз, чтобы шкурку не попортить», — люби повторять дед.
Орденов у деда бы много. Ранений — еще больше. По словам Бадмы, у деда на теле было только одно целое место. Им он и настругал восьмерых детей. Бадма был восьмым. И единственным снайпером в семье.
В Афганистане душманы звали его «Хазар» — он был похож на местных хазарейцев-монголоидов. За Хазаром охотились — он как-то «посадил на мушку» местного авторитетного душмана и крепко пощипал его братву. Моджахеды предлагали за его голову пятерых «сочных» баранов и мешок иранского риса. За «шурави Хазаром» шла охота. Охотились за ним тоже снайперы. Мешок риса и бараны были хорошим бонусом.
В Хазара несколько раз стреляли из английской снайперской винтовки «Бур», с которой англичане охотятся в Африке на слонов. Однажды из «Бура» прострелили насквозь два титановых бронежилета, которые лежали рядом с Бадмой. Бурят положил их за камень, имитируя самого себя, чтобы выманить на «живца» афганского снайпера. От выстрела «броники» разлетелись в разные стороны, как тряпичные лоскутки.
После Афганистана Бадма вернулся домой и устроился в местный лесхоз. Он всю жизнь мечтал быть лесником — как дед. А через какое-то время в закготконтору Баргузинского лесхоза позвонил его бывший комполка Лев Рохлин. И просил помочь ему в Чечне (Рохлин там уже командовал корпусом). Обещал уважение, денежное довольствие, буззы и хушуры (национальные бурятские деликатесы). Тогда в Чечне у наших было туго со снайперами. И боевики начали борзеть. Надо было нагнать на них жути. Бадма откликнулся на призыв. Он воевал и в первую, и во вторую чеченскую. Сколько взял на мушку боевиков, Бадма умалчивает.
Когда уезжал домой, Рохлин специально для Бадмы приказал поварам сделать ему «хорхог» — национальное бурятское блюдо из баранины, которое делается на углях в молочном бидоне…
Это — уже вторая его командировка на Украину. Первая завершилась под Мариуполем. По возрасту он не подходит под мобилизацию, но после разговора с местным военкомом решил ехать. И перед отправкой в аэропорту «Байкал» Улан-Удэ успел дал интервью «Свободной прессе».
— Смотря каким. Их ведь несколько типов — снайпер-диверсант, пехотный снайпер, снайпер городского боя. Это немножко разный психотип. Диверсант может сутками выжидать момента востребованности и своей желанной жертвы. «Снайпер-пехотинец» работает в суматохе боя и в составе штурмовых групп. Он — человек коллектива. Должен стрелять, как ковбой и бегать, как его лошадь.
Городской снайпер — парень резкий, шныристый. Он работает с брони, бегает по кварталам, как сохатый, штурмует с бойцами многоэтажки, подвалы и опорные пункты, прикрывает своих, отвлекает нас себя внимание врага и готов «подорваться» на бой в любую секунду. Он должен ориентироваться среди городских руин и завалов, лазить по канализационным люкам, подвалам, тоннелям, катакомбам и другим ходам сообщения, как крыса. В городском бою очень важно успеть подняться на пятый-седьмой этаж дома и сделать себе там опорник. Или вообще на крышу. Оттуда — самый лучший обзор.
«СП»: — Научится этому трудно?
— Долго. Человек должен быть к этому предрасположен. Не у всех это получается. Я в Афганистане ни одного русского снайпера или снайпера-кавказца не видел. Темперамент не тот. Буряты, якуты, тувинцы, кылмыки, ханты, манси, нивхи … Даже чукчей встречал. Мы, узкоглазые, видим намного дальше, чем славяне. Фокусное расстояние у нас другое. Помнишь, как в кино: «Зема, ты суслика не видишь? И я нет. А он здесь».
А бурят-снайпер увидит. Тем не мене в армии снайперов выбирают как минимум после полугода службы. Надо присмотреться к человеку, понять его психику, посмотреть, как он стреляет на полигонах.
«СП»: — В чем специфика работы снайпера на Украине?
— Снайперу-диверсанту надо постоянно работать в «серой» зоне. Она большая — три-четыре километра. Вот в этой зоне он и передвигается. А её зачастую усыпают лепестковыми минами. И леса там маловато. Мы все-таки привыкли в лесах воевать, в горной местности. Здесь приходится много ползать, работать в основном только на рассвете, в «собачью вахту». А когда кого-то выцелишь, тебя могут «в ответку» накрыть минометами. А они накрывают целые квадраты. Поэтому очень важно иметь пути отхода. Делая лежку, ты уже мысленно просчитываешь, как будешь «уходить в отрыв и соскок». Желательно, чтобы рядом была лощина, яма или канавка. И убегать по ним приходится веселыми скачками, высоко подбрасывая колени. В эти минуты каждый своему богу молится.
«СП»: — Как много в жизни снайпера значит маскировка?
— Это условие его выживания. В лесу и в поле ты должен стать камнем, деревом, кустарником, землей, водой. Помню, в Афганистане мы шли по тропинке вдоль подножия горы, а навстречу нам в сумерках вышел моджахед. Перед излучиной горы он сел на корточки возле тропинки и натянул себе на голову мешок из грубой дерюги. И превратился в камень. В двух шагах от него прошла целая рота, и никто ничего не заподозрил. Я шел последним. И мне текстура камня показалась подозрительной. Я присел — типа зашнуровать ботинок. А потом прилег и зашхерился. Прошло минуты три. Наши ушли. Я тоже лежу, как мертвый. Смотрю — камень поднимается, а под ним — ноги человеческие. Пришлось стрелять. Камень упал.
Я снял дерюгу, а под ней — бородач с дыркой во лбу. Я потом взял на вооружение эту фишку. Теперь хожу с большими мешками в рюкзаке. Места они занимают немного. Причем они у меня разного окраса — в зависимости от местности. Теперь я камнем стану секунд в пятнадцать. Ну и, конечно, «костюм лешего» и «мохнатый маскхалат» тебе в помощь.
«СП»: — Мимо тебя тоже проходили враги?
— Неоднократно. Разве что по мне не ходили. Один даже помочился на моего «лешего». Меня чуть не передернуло. Но виду не подал. Наши снайпера в Чечне придумали такую фишку. Они спиливали толстые ветви бука и засовывали их за пояс. Таким образом ты превращаешься в кустарник. В Бамуте в лесу в разгар боя я стоял таким вот кустарником, а мимо меня в двух шагах пробегали боевики. А я садил им в спину.
«СП»: — Какое оружие для снайпера лучше всего?
— То, что он любит. А каждый любит свое. Я все перепробовал и — английские, и канадские, и израильские винтовки. Все равно лучше старой доброй СВД для меня нет. У нас в полку один снайпер догадался пулеметные сошки к СВДэшке приделать. Очень помогало. Хотя отдача от винта сильная. Порой снайпер от удара в плечо всем телом на земле сдвигается.
У меня в Афганистане была винтовка «Корд». Сильная машина. Мы в свое время караван брали, так я на ней верблюда завалил. Тот только хрюкнул — и на бок. А в Грозном «Кордом» снайпера-араба вообще через стену дома завалил. Я отсканировал в голове, где он сидит, заволок «Корд» на пятый этаж дома, что напротив, и засадил по нему сквозь стену. Потом поднялся на его лежку. И «развалинами рейхстага» остался удовлетворен. В стене — дырища размером с человеческую голову, а у снайпера вообще головы нет. Только пальчики у трупа вибрируют. И красные мозги по всей квартире разлетелись.
Снайперам ведь тоже приходится постоянно переучиваться. Сейчас надо уметь бить в темноте на звук, на шорох. К этому не все готовы. Ночью, правда, «теплаки» (тепловизоры — И. М.) помогают, а если прибора ночного видения под рукой нет? Или в него пуля попала? Глаза — твое оружие. Они всегда с тобой.
«СП»: — А ночью приходилось стрелять?
— Я в Гостомеле ночью с вышки диспетчера со своего «Винтореза» ночью снял одного «клиента», когда он у товарища сигарету от сигареты прикуривал. Бил по огоньку. Взял чуть выше — чтобы в голову попасть. Смотрю — огонек в воздух полетел, кувыркается. Значит, был «прилет в адрес». А в Афгане в засаде один раз ночью на ржанье ишака стрелял. Головной дозор мы пропустили, а потом караван пошел. Ишак их и выдал. А потом пошла потеха.
Все стреляли трассерами, чтобы осветить местность, а я из «Корда» по животинам — на звук. В ту ночь столько верблюдов и ишаков завалил — на три зоопарка хватит. Нет техники — ориентируйся на свои инстинкты. Смотри, слушай землю, нюхай воздух.
Помнится, под Авдеевкой ночью мне в подлеске кошка в лесу на глаза попалась. Сразу возникла мысль — что эта домашняя животина в лесу делает? Взял ее на руки, понюхал… А от нее костром пахнет. Значит, кто-то рядом костер жег. Уже не опорник ли всушников?
Прошмонали потихаря местность — точно. Сидят у потухшего костра три красавца, сухпай «точат». Доедали паек уже в гостях у Бандеры.
«СП»: — Снайперу много часов приходится проводить на одном месте, в одном укрытии. А как, например, нужду справлять?
— Под себя. Как новорожденный. В лучшем случае — закопаешь рядом продукты жизнедеятельности. Но вставать ни в коем случае нельзя — засветишься. Можно только слегка повернуться для этого. И то медленно.
«СП»: — Говорят, все снайперы суеверны…
— Абсолютно. В нашем деле без этого нельзя. Мистическая профессия. У каждого снайпера — свой Бог охоты. И перед боем, и перед выходом в поля обязательно надо на него молиться. Профессия же опасная. В плен нас не берут.
«СП»: — А приходилось за другими снайперами охотиться?
— Бывало. Но это очень сложно. Ты охотишься за ним, он, сволота, — за тобой. И выманить его непросто. Я предпочитал в таких случаях подбираться поближе. Очень хорошо это делать с напарником. И перемещаться синхронно. Но бежать нужно зизагами. Когда он видит, что вы к нему стремительно приближаетесь, нервничать начинает. Нервишки у них сдавали. Убегали, как правило. Потом чечены у нас этот трюк переняли. Они ребята рисковые, им понравилось.
«СП»: — Как ты относишься к тому, чтобы женщины воевали снайперами?
— Плохо. В войну, конечно, такое было. Но это была вынужденная мера. Многие женщины, которые «снайперили», потом рожать не могли. Женское здоровье подрывалось от холода и гигиены. Это мы, мужики, можем сутками в грязи и дерьме валяться, а женщина — существо чистоплотное. Ей гигиену соблюдать надо. Да и не женское это дело — война. Слишком много здесь скотства.
«СП»: — Бадма, ты мужик матерый… Мог бы ты дать какое-то наставление всем нашим снайперам на «передке»?
— Мой дед привез его с войны на мятом клочке бумаги. Это была памятка командарма Чуйкова. Я эти слова наизусть помню: «Снайпер — охотник. Враг — зверь. Выследи его. Вымани под выстрел. Скрытность и терпение — твое оружие. Стань невидимкой. Это сделает тебя неуязвимым. Учись голодать, переносить холод, терпи боль, будь неподвижен. Только так ты достанешь врага даже в глубине его обороны. Он коварен — будь хитрее. Он вынослив — будь упорнее. Ты больше, чем воин. Твоя профессия — искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. В тебя верят твои ребята. За тобой — Россия. Будь беспощаден. Заставь врага бояться тебя везде. Нагони на него страх. Только так ты победишь».
Дедовский завет. Каждое слово — в тему. Добавить тут нечего. Удачи, братишки!
Свежие комментарии