На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 142 подписчика

Свежие комментарии

  • Eduard
    ООН вообще фашистская организация!Принята резолюция...
  • Eduard
    Я удивляюсь людям,диплрматам,что про Югославию молчим?Запад этот геноцид устроил,но пишу я об этом!Принята резолюция...
  • Eduard
    Запад со своими переворотами,вторжениями сам геноцид,все это знают.Никто под их дудочку плясать не будит!Принята резолюция...

Институт атомного хода



В сентябре 1952 года Сталин подписал постановление Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627». Согласно этому документу Министерству машиностроения и приборостроения предстояло до 15 октября организовать на базе СКБ-5 и других отделов НИИхиммаша Научно-исследовательский институт № 8. Он создавался для выполнения проектных, опытных и научно-исследовательских работ по комплексной энергоустановке для объекта № 627.

Постановление было секретным – речь шла о первой советской атомной подлодке. Работу возглавили научные руководители – академики Анатолий Александров и Александр Лейпунский. Главным конструктором ядерной энергоустановки (ЯЭУ) назначался Николай Доллежаль, известный теплотехник. Необходимо было решить ряд инженерно-конструкторских задач, в первую очередь создать ЯЭУ и «вписать» ее в машинное отделение подводного корабля. Проект осуществили в течение двух лет.

Под руководством Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов, в том числе ЖМТ (жидкометаллический носитель). Но для первой АПЛ («Вторая жизнь «Ленинского комсомола») выбрали модификацию ВВЭР (водяной носитель), поскольку при меньших размерах ЯЭУ достигалась относительно большая мощность. Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. Создание транспортной атомной установки было огромным техническим достижением.

На атомоходах первого поколения устанавливали реакторы ВМ-А на тепловых нейтронах мощностью 70 мегаватт. Автору довелось служить на таких АПЛ, и могу свидетельствовать: реакторы были надежны.

Николай Доллежаль 34 года руководил НИИ-8. Реакторы для атомных субмарин постоянно совершенствовались. Уже третье поколение атомоходов 1960–1975 годов выпуска оснащалось ЯЭУ типа ОК-650БЗ мощностью 190 мегаватт, в 2,5 раза мощнее первых типов.

Выдающийся ученый навсегда вошел в историю как создатель уникальных установок. Первая в мире атомная электростанция, ЯЭУ для первой советской субмарины, ядерные ракетные двигатели, всевозможные реакторы: с перегревом пара, канальные уранграфитовые большой мощности, исследовательские – неполный перечень того, что сделал дважды Герой Социалистического Труда, лауреат трех Сталинских, Ленинской и двух Государственных премий СССР Николай Доллежаль вместе с коллективами, которые возглавлял. В 1961 году он создал кафедру «Энергетические машины и установки» в МВТУ и руководил ею 25 лет.

НИИ-8, ныне НИКИЭТ (Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники), располагает обширной экспериментальной базой. Детище Доллежаля – головной исполнитель работ как по ядерной и радиационной безопасности при утилизации атомных субмарин и надводных кораблей, так и по экологической реабилитации «фонящих» объектов ВМФ.
Автор: Вадим Кулинченко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/39315

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх