На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 134 подписчика

Свежие комментарии

  • Патриот Сусанин
    МУДРЫЕ армяне ОЧЕНЬ КОНСТРУКТИВНО решают геополитические трудности ПРЕКРАСНОЙ Армении, так, имея такого ЛЮБИМОГО ими ...Украина 2.0: Паши...
  • Михаил
    По всей стране идет эта зараза а руководство государства не шевелится ну это же безобразие полнейшее! Парни на войне ...В Туле СК задержа...
  • Мария
    Как сейчас выяснилось, Энгельс был кадровым сотрудником МИ-6. Маркс писал свой труд в Лондоне, по заказу МИ-6. Для ус...Почему страны Евр...

Астрахань - города Храмов и Мечетей. Знакомьтесь: Белая( Татарская) мечеть.

Астрахань - город, где мирно, практически по братски живут представители более чем десятка народов.С религиями в нашем городе обстоит так же. Величавость Православных Храмов и Красота Мечетей в Каспийской Столице дополняют друг друга .Сегодня я хочу познакомить вас с одной из них. Многие астраханцы знают Белую Мечеть.

Находится она на пересечении улиц Казанской и Зои Космодемьянской.







Соборная Белая мечеть.Её татарское название – Ак-мечеть. Также она известна как Гилянская.Первое письменное свидетельство о Белой мечети в Астрахани относится к 1777 году. Академик С. Г. Гмелин в своих сочинениях описывает деревянную мечеть в Бухарской татарской слободе, которая стоит на каменном основании. Позже, в 1809 году, Белую мечеть упоминает исследователь И. В. Равинский. Он называет ее главной татарской мечетью Астрахани, потому что татары по традиции называют свои главные мечети Белыми. К тому же Ак-мечеть по его словам «всех пространнее и получше сделана».



Изначально Белая мечеть, как и другие сооружения, была построена из дерева. Чтобы превратить ее из деревянной в каменную, в 1809 году деньги предоставил татарин бухарского двора, астраханский купец первой гильдии Давид Измайлов. В своем прошении он писал, что мечеть уже настолько обветшала, что даже моления в ней проводить становится опасно. Просьбу удовлетворили, и в 1810 году на месте деревянной была построена по тому же плану каменная Белая мечеть Астрахани. Вскоре в камне перестроили и деревянную ограду, окружающую мечеть.



Белая мечеть состояла из одноэтажного молельного зала, к которому с южной стороны примыкал полукруглый выступ михраба. А с севера ее композицию дополнял окруженный прочными галереями минарет. В исламской архитектуре это высокая башня, на которую поднимался муэдзин (служитель мечети) и напевом созывал мусульман к молитве.



Молельный зал состоял из двух частей: высокого трехцветного граненого купола с юга и пониженного двухцветного под двускатной крышей с севера. Эти помещения внутри разделяла каменная стена с тремя арочными проемами. Вдоль стен северного помещения была галерея-антресоли для женщин.



Известно, что в течение XIX–начала XX века имамами (в исламе – настоятель мечети, главный священник) Ак-мечети были причисляемые к татарам Бухарского двора представители семьи Ходжаевых. Имамы Ходжаевы принимали активное участие в общественной жизни астраханских мусульман. В дореволюционный период при Белой мечети в Астрахани действовали мусульманские школы начального и повышенного уровней - мактаб и мадраса соответственно.



Белую мечеть в Астрахани закрыли в 1930 году. Долгое время в ее здании был детский сад, потом пошивочный цех, пекарня и даже фанерная фабрика. Естественно, что каждый раз под новые требования здание перестраивалось. Мечеть не дошла до нашего времени в первоначальном виде: михраб и минарет утрачены. Также растесаны окна, некогда одноэтажный объем был разделен перекрытиями на три этажа.



Соборную Ак-мечеть вернули мусульманам только через год после распада СССР. А еще через пять лет при Белой мечети открыли исламский институт «Хаджи-Тархан». До сих пор это единственное в Астрахани учреждение в области мадраса. В этом институте можно получить высшее мусульманское образование. Мужчины после его окончания получают специальность имам-хатыб, а женщины становятся теологами и преподавателями ислама.Когда в Белой мечети начали проводить реставрацию, мадрасу решено было временно перевести в здание рядом с Черной мечетью.











Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх