На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 272 подписчика

Свежие комментарии

  • наталья михайлова
    Господи! Что творится?! Сибирь и Урал всегда были самыми надёжными. Всегда были патриотами. Я сама уроженка Кемеровск...Жога пришёл, и ту...
  • Ратник Ратник
    Семя росселево корчевать надо в ноль. А начать с него самого... За его "Уральскую республику" и "Ельцин центр"Жога пришёл, и ту...
  • Владимир Оленев
    Жога пора дать под зад губернатору Свердловской области пока он её окончательно не погубилЖога пришёл, и ту...

Как найти не жену, а сокровище, вовремя выглянув в окно дилижанса

Истинное сокровище может встретиться где угодно. Главное, не пропустить этот важный момент, чтобы потом не стало грустно от упущенного шанса. Фердинанд Петрович Врангель, например, свое главное сокровище в жизни увидел из окна дилижанса. И не упустил.

В начале 1829 года, Врангель, собиравшийся в дальнее путешествие, управлять Русской Америкой, решил, что перед отъездом неплохо бы жениться.

А то годы идут, уже 33 года стукнуло. А сколько еще времени придется провести среди тлинкитов и алеутов – неизвестно. Значит, самое время срочно найти подходящую кандидатуру в спутницы жизни!

Да, кстати! Чего долго искать! Бравый каперанг выглянул в окно дилижанса и заметил на улице Ревеля приличную семью: родителей и милую барышню, которая как раз по возрасту годилась ему в невесты. Настоящие моряки не откладывают дело в долгий ящик, надо срочно попросить знакомых, что его представили родителям и познакомили с барышней, решил Врангель. Так Фердинанд Петрович и познакомился в Ревеле с Елизаветой Васильевной Россильон.

Владимир Иванович Гау - Портрет баронессы Елизаветы Васильевны Врангель, 1837 год. Это она уже после возвращения в Петербург с Аляски
Владимир Иванович Гау - Портрет баронессы Елизаветы Васильевны Врангель, 1837 год. Это она уже после возвращения в Петербург с Аляски

Так как Врангелю предстояло в самом скором будущем отправиться в многолетнее путешествие, то с ухаживаниями, романтичными признаниями и прочими формальностями он затягивать не стал. Через две недели сделал предложение, еще через две недели состоялось венчание. А еще через две недели молодожены отправились в путь-дорогу к новому месту службы мужа.

Ехать им было всего ничего: почти полтора года и через полсвета. Потому что барон Врангель решил поехать к месту службы на Аляску сухопутно-морским путем – через Россию. А жена отправилась вместе с ним. В замечательном советском минисериале «Капитан Немо» по роману Жюля Верна была чудесная песня:

«Без синих волн, без дальних дорог
Не могут жить мужчины.
А жены ждут, считая года,
И будет так всегда…»

Кто ждет, считая года, а кто отправляется вместе с мужем…

Фердинанд Петрович Врангель
Фердинанд Петрович Врангель

Когда историки говорят, что Фердинанд Петрович Врангель совершил три кругосветных путешествия, стоило бы добавить, что одно из них вместе с ним совершила его жена Елизавета Васильевна.

Вы только прикиньте! Ей тогда исполнилось 19 лет. Перед нами – юная остзейская барышня из благородного общества. Ну да, урожденная немка, баронесса. Только что гуляла по Ревелю и вот уже едет по России на перекладных на восток. А еще небольшой сюрприз: молодые барыни, выйдя замуж, очень быстро могут оказаться в «интересном положении». В Иркутске ей как раз пришло время рожать. А впереди – вообще-то самая сложная часть пути: сначала до Лены, потом по Лене до Якутска две с половиной тысячи верст водой. А потом еще по суше до Охотска и оттуда морем на Аляску. Взрослые матерые мужики, всю жизнь прожившие в Сибири гордились тем, что «аж четыре раза в Охотск ходили». А тут молодая жена с грудным двухнедельным ребенком и служанкой.

И что?

Ничего. Ехала.

«… Кроме Лизаньки все другие женщины были довольно несносны: кому лошади не нравились, кому седло было худо, кто требовал, чтобы особый пешеход вел лошадь под уздцы, кто досадовал на все, не имея причины быть чем-то недовольным. Лизанька совершенно восхищала бодростью, веселостью духа…»

И это на пути, где не всякий крепкий мужчина выдержит.

А кто ее окружал, кроме мужа, конечно? Что за компания собралась вокруг?! Вы знаете, сплошь прекрасные люди! Примерно такие:

«… 4 июля 1830 года…

Якут, водивший за повод лошадь под ребенком, требовал себе здесь, но сделанному условно, смены … Явились трое кандидатов: Иван, Афанасий и Константин, на моих харчах, моей лошади и 100 рублей денег до Охотска. Все они имели хорошие рекомендации: Иван молодой, здоровый гигант, был уже 4 раза в Охотске, но плут; Афанасий честный мужик, совершивший эту дорогу 1 раз, но слеп на один и худо видит другим глазом; Koнстантин, молодой проворный парень, один нападает на черного медведя, отважный охотник, но ни разу по этой дороге не ездил. Я решился взять Ивана, заключил с ним контракт, отдал по требование его деньги вперед…

6 июля 1830 года.

Якут Иван поспешил обнаружить плутовство свое пред самым отправлением нашим; я должен был отобрать у него деньги и нанял Афанасия с одним глазом…»

Это Фердинанд Петрович нанимал человека, который бы вел в поводу лошадь, на которой находился грудной ребенок – родившаяся в Иркутске дочь.

И вот в итоге они добрались до Ново-Архангельска. Фердинанд Петрович вступил в должность. Его жена, как положено супруге главного начальника, занялась благотворительно-попечительными делами:

«Она была душой светского общества, много занималась благотворительностью просвещением местных жителей…»

Просвещение? Для начала хоть с пьянкой аборигенов и русских промышленников с утра до ночи и с ночи до утра разобраться:

«было ограничено употребление спиртных напитков, что способствовало погашению долга алеутов, упорядочены расчеты с ними».

А вокруг грязь, неустроенность, мягко говоря, дикие люди, промышляющие пушнину, но всегда готовые воткнуть нож в ближнего своего, особенно, если один - русский, а другой индеец или алеут. Плюс торговцы, не сильно отличающиеся от первостатейных бандитов. Ведь на край света другие редко забираются. Просто прекрасное светское общество…

«Баронесса была любима всеми. Буйные русские охотники все почитали ее, свирепые старейшины родовых племен забывали о вражде с русскими и восхваляли ее добродетель… Даже в плохую погоду баронесса иногда совершала прогулки по грязным улочкам, посещая отдельные лачуги с больными женщинами или детьми…»

Просто «луч света в темном царстве», реальный форпост цивилизации в краях, где человек человеку всегда был волком. Елизавета Васильевна настолько впечатляла тех, кому довелось познакомиться с ней в том далеком краю, что один из американских купцов назвал свой новый бриг в ее честь: и «Леди Врангель» некоторое время бороздил просторы океана.

В 1835 году «пятилетнее заточение» (так лейтенант Загоскин охарактеризовал годы, проведенные женой Врангеля на Аляске), закончилось. Домой Врангели поехали через Мексику и Атлантику. Так и получилось кругосветное путешествие: для Фердинанда Петровича - третье, для Елизаветы Васильевны – первое.

Имя барона увековечено на карте - холодный остров Врангеля далеко на севере носит его имя. Ну а баронесса … Она была спутницей жизни великого человека. Стала первой из жен главного правителя РАК, поехавшей с мужем на край света. Сменивший Врангеля Куприянов тоже приехал с женой. Теперь настало её время удивлять тем, что на краю света можно оказаться в обществе, где «…вели себя элегантно, в соответствии с европейскими правилами и прекрасно танцевали…»

Неизвестный художник, около 1840-х гг. Портрет баронессы Елизаветы Васильевны Врангель
Неизвестный художник, около 1840-х гг. Портрет баронессы Елизаветы Васильевны Врангель

В Петербурге Елизавету Васильевну, точнее, её мужа, ждали заслуженные почести. Он со временем получил и контр-адмиральский чин, и назначение на пост директора РАК, и ордена, почетное членство в научных обществах. Кругосветное приключение закончилось, а слава и верная спутница, прошедшая вместе с Врангелем огонь и воду, горы и океаны – осталась.

Повезло Фердинанду Петровичу вовремя выглянуть в окно дилижанса.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх