Власти Германии пошли путем катастрофы для всего Запада, разрешив продажу активов «Роснефти» на территории страны. Об этом высказался экономист Михаил Хазин.
Бундестаг узаконил поправки, позволяющие ФРГ реализовать активы «Роснефти» в Германии. Речь идет о нефтеперерабатывающем заводе в городе Шведт. Согласно новым законам, для продажи российской доли в НПЗ Берлину уже не требуется ее национализация.
По мнению Хазина, немецкая политика в отношении «Роснефти» имеет серьезные последствия не только для Германии, но и для всего Запада, поскольку разрушает одну из его основ.
«Когда начинаются какие-то сложные процессы, например, падает экономика, падает уровень жизни населения, какие-то экономические институты впадают в кризис. Ничего удивительного в этом нет. Но если происходит разрушение базовых институтов, это катастрофа. Разрушение системы собственности – это как раз базовая вещь. А заниматься, например, логистикой при отсутствии системы собственности – штука страшно сложная», - сказал Хазин.
Экономист привел пример с заходом судна в порт другой страны. В этом государстве на владельца корабля могут подать в суд и выиграть его, что позволит истцу завладеть данным активом и не выпустить судно из порта. Предыдущий владелец, как и страна его проживания, могут не признать легитимность этого суда.
Хазин отмечает, что ситуация с взаимным непризнанием судебных решений проявляется между Россией и Западом, усугубляясь после начала СВО. Ситуация с заводом «Роснефти» будет иметь последствия не только в виде ответных мер РФ, но и в разрушении многолетних западных правил оформления и владения собственностью.
«Они приняли решение, что, если компания, в данном случае какой-то НПЗ, управляется государством, то оно имеет право продавать акции дочерних структур, а деньги тратить, куда хочется. На самом деле конфискация активов "Роснефти" означает полное разрушение легитимности. Кстати, делать это начали украинцы, когда стали конфисковывать западноевропейскую нефть, которая шла по трубам через Украину. Это типичная ситуация, разрушающая всю базовую экономическую схему. Это катастрофа!» - сказал Хазин в эфире радио «Говорит Москва».
Формально проблемы с заводом «Роснефти» в Шведте возникли из-за невозможности его обслуживания и работы с предприятием в условиях санкций. Для немцев это стало поводом запустить процедуру экспроприации.
КРУПНЕЙШЕЕ ВОРОВСТВО В ИСТОРИИ ЗАПАДА: ДЕТЕКТИВ ВОКРУГ ГЕРМАНСКИХ АКТИВОВ "РОСНЕФТИ"
Немцы присвоили многомиллиардные активы "Роснефти". Они думают, что уже окончательно. Что это вообще было, есть ли шансы оспорить решение и что об этом думают в Польше?
Все вы, вероятно, слышали, что Германия – страна воплощённого закона. Если этот стереотип ещё жив в вашем сознании – сотрите его оттуда. Потому что законопослушные херры, фрау и представители иных полов в бундестаге проголосовали за прямую продажу акций компаний, находящихся под внешним управлением. Теперь для этого не нужно возиться с их промежуточной национализацией.
Эти поправки в закон об энергетической безопасности позволят досточтимым бюргерам продать акции российского концерна "Роснефть" в нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Шведте максимально быстро.
Справедливости ради, 272 депутата выступили против беспредела. Но, к сожалению, "за" проголосовали 382 их коллеги. Занятно, что в статье агентства Reuters эти цифры были сперва приведены, а потом на время удалены из текста – Вашингтону невыгодно признать существование оппозиции его решениям.
Экспроприация в чистом виде
Впрочем, торжествовать большинству ещё рано. Юридическая фирма Malmendier Legal, действующая в интересах "Роснефти", обещает проверить соответствие закона конституционному, европейскому и международному праву. Хотя проверять там решительно нечего.
Так называемая передача активов – это ни что иное, как экспроприация,
– уверен адвокат Бертран Мальмендье.
"Роснефть" уже подала судебный иск против продления срока доверительного управления: его и продлевали для того, чтобы задним числом изменить законодательство. Кроме того, русская компания планирует взыскать компенсацию финансового ущерба, понесённого за более чем полгода, прошедших с момента введения внешнего управления.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин констатирует:
Это – первый в истории случай такой масштабной экспроприации активов у иностранных собственников со стороны западного государства. Безусловно, российский бизнес уже подвергался экспроприациям, но не в таких масштабах. Можно, вспомнить, например, дочернюю компанию "Новатека" Novatek Green Energy в Польше. Но в случае с "Роснефтью" речь идёт о 15 млрд евро! Правительство Германии знало, что по действующему межправительственному договору "Роснефти" полагается компенсация, соответствующая "реальной стоимости изъятого капиталовложения", но пытается обойти этот пункт.
Вообще, западные страны фактически начали конфисковать российские активы без всякого на то повода. Эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов подсчитал, что ущерб только "Роснефти" и "Газпрома" от подобных изъятий составил не менее 22 млрд долларов.
Откуда вообще берётся политическое и вытекающее из него экономическое право, задаётся вопросом доцент Финансового университета при правительстве Российской Федерации Леонид Крутаков. И отвечает, что политическое право базируется на общественной морали. И именно поэтому Запад, в первую очередь США, сегодня де-факто творит новое правовое пространство, создавая, как выразился специалист, "беспрецедентные прецеденты".
Потому что речь идёт не о плохих русских или плохой России. Речь о новой норме, новом правовом статусе, новом международном порядке. Легализацией волюнтаристского изъятия собственности Запад готов решить проблему утраченной им конкурентоспособности (в первую очередь промышленной) по отношению к развивающимся странам.
За рубежом тоже недоумевают
Неприкосновенность частной собственности, обязательность контрактов, правовая защита сделок и договоров, приоритет права – эти правила, ранее соблюдавшиеся всеми участниками международного рынка, больше не действуют. Все правила устанавливают и меняют США в своих интересах,
– не может не признать эксперт международной аналитической площадки The Columnist Карл Риттер. Он делает вывод, что после пресловутого голосования в бундестаге собственность любой иностранной компании, которая не относится к ЕС и G7, может быть изъята в Германии по политическим мотивам – при полном нарушении закона, в условиях тотальной цензуры.
Кстати, при обсуждении законопроекта в бундестаге представитель Партии зелёных прямым текстом указал на то, что передача активов компаний, находящихся под доверительным управлением, является инструментом государственного управления, который служит для подготовки к кризису энергопоставок и продвижению альтернативной политической энергетической повестки (Германия – мировой лидер по доле возобновляемых источников энергии). То есть сторонник антироссийских санкций прямо подтвердил, что имеет место силовое манипулирование рынком.
Как будем отвечать?
К сожалению, на государственном уровне "Россия даёт сдержанный ответ", отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. В переводе с дипломатического на обычный это означает, что никакого ответа нет. Даже несмотря на то, что происходит подлинный отъём русских активов странами "коллективного Запада".
Всё, что мы сделали, – запретили без разрешения продавать активы корпораций из недружественных государств, прекративших работу в нашей стране (указ президента РФ №520 "О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций"). Можно было ограничить и бегство капитала из России – но мы этого не сделали. В итоге чистый вывод капитала в 2022 г. составил 217 млрд долларов, в полтора раза больше рекорда 2014 года.
Вы понимаете, да? Они наши активы изымают, мы позволяем им всё продать и вывести деньги. Ограничения вроде бы есть, но вот, пожалуйста – выкупаются активы Henkel, Shell получает разрешение продать долю в проекте "Сахалин-2" и, опять же, вывести деньги. Сейчас на рассмотрении правительственной комиссии находятся сделки суммарным объемом свыше $20 млрд. Хотя мы могли бы просто забрать эти активы для компенсации ущерба, нанесённого "Газпрому" и "Роснефти".
Казалось бы, при чём тут Польша…
Очень интересный след нашёл в этой истории руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. Он указывает, что деятельность "Роснефти" на рынке ФРГ полностью соответствовала требованиям энергетической политики страны. Компания даже планировала производить "зелёный" водород и вписала энергетический переход в свою стратегию. Всё это вызывало полное одобрение контролирующих органов в Берлине. Но вмешалась… Варшава.
Берлин изъял НПЗ под давлением Польши, которая заявила, что не будет гарантировать поставку в Шведт нефти из терминала в Гданьске. Законность этого изъятия формальна, действия Берлина были противоправны,
– убеждён Белов.
Да, всё именно так. ФРГ начинает зависеть от Польши, которая осуществляет агрессивную экспансию и, фактически, становится регулятором на восточнонемецком рынке. В Германии это и не отрицают. Вот что пишет Die Zeit:
Из-за санкций поставки нефти на НПЗ в Шведте возможны только через порт Гданьск, но Польша настаивает на исключении "Роснефти" из структуры владения заводом и подталкивает польскую компанию Orlen к приобретению доли.
Эксперт Института Фридмана Алессандро Бертольди вспоминает, что мир привык видеть в Германии экономического лидера ЕС, локомотив для других членов Союза. Да, когда США устраивают взрывы "Северных потоков" и навязывают немцам свой СПГ, Берлин молчит. Но одно дело – промолчать под давлением мирового гегемона, и совсем другое – выполнять волю Польши, на которую немцы привыкли смотреть свысока. Но сейчас с одобрения США Польша отсекает Германию от реальных поставок нефти. Одновременно укрепляя собственные позиции.
Осенью 2022 года поляки создали настоящего монстра, объединив компании PKN Orlen, Lotos и PGNiG. В итоге PKN Orlen закрепилась на позиции крупнейшей нефтегазовой компании Центральной и Восточной Европы с выручкой более 80 млрд долл. в год. И сейчас ей тесно на родине и в Прибалтике – ей нужна Германия. Сперва восточная, потом вся.
Что с того?
Годы ответственной, бесперебойной и чрезвычайно выгодной для Германии работы "Роснефти" в этой стране перечёркнуты. Кредит доверия Берлину со стороны развивающихся стран упал до нуля. Цены на энергию в Германии выросли в несколько раз. Бундестаг расколот. Польша торжествует.
Нынешняя власть в Германии сломалась. Скоро принесут новую.
Царьград
Продолжение темы: Германские промышленники Народу России: За 2-3 года мы превратим вас в обычную африканскую страну
Свежие комментарии