На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 131 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Маркитанов
    Всё верно рассказал автор, если не вдаваться в понятия социализм и капитализм. И ещё...СССР в Москве с Ленинградом и ...Не люблю я сказоч...
  • Харченко Александр
    А не послать бы их подальше, вместе с их судомБолгария хочет по...
  • Алексадр Савельев
    Все семь тысяч, и тех кто помогал им, в тюрьму и надолго.Масштабно и нагло...

Как советская пропаганда обрабатывала детей.



Так, сегодня будет очередной пост на вашу любимую тему — о том, как работала советская пропаганда. Пропаганда в СССР была тотальной, и если вы думаете, что детей начинали обрабатывать только в школе с помощью учебников и детских журналов, то я вас разочарую — пропаганда "брала детей в работу" едва они только осваивали чтение. Даже сам процесс обучения чтению был максимально набит пропагандой — и сегодня вы в этом сами убедитесь.

Почему же советская пропаганда бралась за детей с самого раннего возраста? Исследователи феноменов религиозного сознания вроде Ричарда Докинза или Сэма Харриса, а также видные исследователи психологии XX века, вроде Фрейда или Юнга говорили о таком понятии, как импринтинг — знания и понятия, усвоенные (часто неосознанно) в самом раннем, ещё дошкольном возрасте, могут оказывать сильное влияние на всю остальную жизнь человека, занимая в сознании место "непреложных аксиом". Большевики хорошо знали об этом, и поэтому стремились начать обрабатывать детей уже с первых лет более-менее осознанной жизни.

Как именно в СССР начинали обрабатывать дошкольников. В "самом лучшем в мире" советском образовании существовало множество книг для дошкольного обучения — например, Спутник Букваря, Звёздочка и, собственно, сам советский Букварь. Все эти книги, помимо собственно образовательных задач, решали задачи пропагандистские — советская действительность с красным флагом, панельными домами и дедушкой Лениным навязывалась детям как единственная, незыблемая и вечная реальность. В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)




01. Начнём, пожалуй, с Букваря. Эта книга была основным учебником по обучению чтению дошкольников и младших школьников. О чём же сообщалось ребятам в Букваре? Уже с самой первой страницы, ещё в предисловии к книге детям рассказывали "о самых дорогих и близких словах" — мама, Родина и Ленин. Ещё ничего не понимающим детям уже заранее навязывали любовь к Ленину как к "доброму дедушке, который всех любит".





02. Так, ладно, может на этом-то вся пропаганда и закончилась? Следующий разворот Букваря встречает маленького читателя огромной башкой мёртвого дедушки Ленина (картинки крупнее нет во всей книжке), а также картой "Наша родина — СССР", которая разумеется закрашена красным. Это первое, что видел ребенок, развернув книгу.




03. Дальше, чтобы сильно не перегружать маленького читателя — идёт несколько нейтральных картинок с купающимися в озере детьми, всяческими животными и бабушкой, которая вяжет на спицах. А потом начинают снова — дети играют в войну под красной звездой, мальчики дарят девочкам красные флажки и ходят так, держасть за руки.




04. А несколько позже детям уже рассказывают о "столпах революции" вроде Ленина и Карла Маркса. Причём обратите внимание, как тонко это сделано — на иллюстрации маленьким детишкам (с которыми читающие книгу дошкольники неизбежно будут ассоциировать себя) о Карле Марле рассказывает не учитель, не строгий дядька, а вожатый — то есть, близкий детям по возрасту товарищ. "Смотрите, пацаны, что у нас есть, мы живём в лучшей в мире стране!".




05. Дальше начинается обучение чтению. Дошкольников заставляют заучить мантру "СССР — Страна Советов,  у нас в стране все равны. Велика и красива Страна Советов. Стране советов — слава!". Многие, зазубрившие этоту большевистсвую суру ещё в 5-6 летнем возрасте, не могут избавиться от неё до сих пор. Примечательна и правая картинка, которая заставляет заучить "главные слова" — "мама, мир, Москва". Что у нас самое главное в жизни? Конечно, мама и мир во всём мире. И Москва тоже. Кого мы должны слушаться для мира во всём мире? Конечно, маму! И ещё Москву.

Важен и ассоциативный ряд картинки — написавший три слова мальчик (с которым маленький читатель ассоциирует себя) смотрит на улыбающуюся учительницу, как бы получает одобрение "высшего авторитета".





06. На следующих страницах детишкам показывают зиккурат с Мумией, а также солдат, что целуют красное знамя. Так и представляю почти религиозные выступления особо ярых поклонниц СССР из числа учительниц, что объясняют одуревшим детям всё, что происходит на картинках — "Вот этот дедушка с первой картинки, он умер, но на самом деле он не умер. Он заснул вечным сном и иногда смотрит на то, есть ли мир во всём мире и съел ли кашу Петя. А вот эти солдаты — они готовятся охранять мир на Земле в Афганистане и целуют знамя, присягая на верность мёртвому дедушке, который на самом деле жив".





07. Потом детей пичкают информацией о Главном и Великом Советском Празднике — дне Октябрьского переворота, который почему-то отмечается в ноябре и рассказыват о Состоявшемся Счастье — теперь каждый советский школьник может стать октябрёнком и слагать цветы к ногам мёртвого дедушки (который на самом деле жив), а раньше, до революции это мог сделать далеко не каждый! Попробуй поймай Ленина в Швейцарии да заставь хотя бы пять минут полежат спокойно...

"Слава КПСС" — вещают шестилеткам баннеры с картинок. Вы можете себе представить, чтобы сейчас детей учили читать по книгам с картинками а-ля "слава Путину! Слава "Единой России!". Хотя кажется оно к тому и идёт...




08. Дальше наяривают про Советский Космос и о том, что какой-то таинственный "Мня" (видимо, чтобы маленький читатель проиграл этот текст в голове и ассоциировал букварный высер с собой) мечтает стать космонавтом. За всю историю СССР в отряде космонавтов побывало 120 человек, и зачем было рассказывать эти сказки стране с населением в 300 миллионов — неизвестно. Хотя сейчас понятно, что это был такой способ отвлечь людей от насущных проблем — в магазинах нет еды? Давайте поговорим о Космосе!

Страничка справа проповедует извечный советский культ хлеба — который все советские годы был единственной более-менее постоянно и бесперебойно доступной пищей.




09. Что в Букваре было ещё? Ещё были всякие истории в картинках о "делах пионеров", вроде бесплатного сколачивания скворечников для школы, рассказы о советский пограничниках, зайчиках-лисичках и бесконечно тоскливые рассказы о нашем зелёном друге — огурце. Заканчивалась книжка Ещё одним напоминанием, что мёртвый дедушка, который на самом деле жив, хочет чтобы ты вырос стойким коммунистом. Как бы говорит с картинки — смотри мне, а то приснюсь!




10. Едем дальше. Следующая книга называется "Звёздочка" и предназначалась для "дополнительного чтения" дошкольникам и младшим школьникам. Может быть, хоть там детям рассказывали что-то действительно интересное и не пичкали пропагандой? Увы и ах, великий могучий совецкий арбуз добрался и сюда:




11. По степени маразма "Звёздочка" даже перещеголяла Букварь — тут уже рассказывают о каких-то клятвах Деду и подробный рассказ о посещении зиккурата, в котором лежит "вечно живой". Ребятам рассказывают, что (цитата) "когда они станут взрослыми — они встанут на свой пост у Ленина. Это значит, когда ты будешь уже взрослым — стоять у станков, на заводах, на пограничных постах, на боевых кораблях". В общем, ты должен не жить, а стоять всю жизнь военным постом у мёртвого лысого калмыка небольшого размера.




12. Дальше наглядно показан процесс "посвящение в советские люди", тут всё примеро похоже на картинку из Букваря и чем-то напоминает посвящение в воины из родоплеменных обществ галстук повязывает школьнику близкая к нему по возрасту вожатая, повязывается галстук на важное для жизни и уязвимое место — шею, а наблюдает за всем этим какой-то пожилой дядечка, играющий роль "убелённого сединами вождя".




13. Осень в "Звёздочке" наступает исключительно под сенью серпа и молота. Если бы в 1917 году не состоялась революция — то и осени у вас никакой бы не было!





14. Дальше идут сказки по Октябрьский переворот — на картинках интеллигентные и целеустремлённые матросы деловито бегут насиловать женский батальон охраны Зимнего свергать буржуев. О том, как всё происходило на самом деле — детям никто не рассказывал.




15. Потом идут какие-то унылые рассказы про осенние листья и хулиганов с рогаткой, а потом детишек приучают к мысли, что скоро им придётся брать в руки автомат и умирать в Афганистане отдавать долг родине.




16. Дальше снова идут сказки про советский Космос, перемежающиеся с Безумием — космонавт приходит в зиккурат к мёртвому деду, который на самом деле жив — но дед почему-то молчит. Слов космонавту не надо, и он улетает так.

А ещё в сносках есть забавная деталь — как детям Великой и Богатой страны с туалетами на улице рассказывают, что такое кафель и для чего он нужен.




Продолжать можно долго, в книге ещё много страниц — про жадных баев и биев, про мерзких кулаков, которые хотели съесть весь наш хлеб и выпить воду в кранах, про осеннюю листву и про то как растёт травка, про товарища Чапаева и его верную шашку, про улетающих на юг птичек и председателя ВСНХ СССР товарища Орджоникидзе.

В общем, как видите — совковая пропаганда была тотальной, и бралась за детей с самого детства.

А вы помните что-то подобное в школах или в дошкольном возрасте? Как вы вообще на это реагировали?

Напишите в комментариях, интересно)



Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________


Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как советская пропаганда обрабатывала детей, нажав на кнопочку ниже:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх