На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 345 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    Приветствую "ногу русского солдата"!!!  ХРАНИ ГОСПОДЬ  ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ  НОГИ!!Речь Путина о "но...
  • Гоша Веверсис
    и солдат малограмотный и Горький сильно грамотный.А говорил ли кто так ещё не известно,пишут все кто хочет и что хоче...Про «пусть вымрут...
  • Alex Nемо
    Ну вот опять всё как написала Поплавская. Вроде как её поддерживают, но исключительно на интернете. А чулпанка, стару...На ПМЭФе решили в...

Бедняки царской России: как они жили на самом деле и все ли было так плохо, как рассказывают?

При социализме жизнь бедняков царской России рисовалась просто кошмарной. Реальность крестьянской бедности была не столь убогой, как ее изображали на агитационных плакатах — чаще это был выбор, обстоятельство или хитрость, а не трагедия.

1

Бедняк в царской России — это не грязный человек в дырявом тулупе, сидящий в землянке.
Он вполне мог жить в добротной избе, питаться щами, иметь корову и просто не платить налоги, потому что продал землю брату и ушёл батрачить.

2

После отмены крепостного права в 1861 году большинство крестьян получили статус свободных граждан, получили возможность брать беспроцентные ссуды на выкуп земли, заводить органы местного самоуправления, обращаться в больницы и учить детей в сельских школах.

3

В деревне появились сельсоветы, земские врачи, школы и даже почта. Но на фоне этих реформ возникло новое явление — бедность, не как абсолютная нужда, а как социальная категория с гибкими границами. В разных регионах бедняк означал разное, а жили такие крестьяне часто не хуже так называемых середняков.

4

На Русском Севере, где крестьяне были вольными — государственными — и не знали крепостничества, избы строились из леса, который никто не запрещал рубить. Даже бедные могли позволить себе большой, тёплый дом с резными наличниками и запасом дров на зиму.

5

Здесь земля была скудная, урожаи низкие, но строиться можно было широко — и делали это поколениями. Бедность в этих условиях не была приговором, а означала лишь более скромный скот или меньшую пашню, но не отсутствие крыши над головой или еды на столе.


Многие крестьяне становились бедняками сознательно. Батраки — те, кто продавал свою землю и нанимался на работу к соседям. Бобыли — жившие на краю деревни, в избах попроще, занимались промыслом или ходили на охоту.

Складники — старики, вдовы и одинокие, которые передавали свою землю родственникам, а сами жили у них на иждивении. Все эти формы бедности были встроены в систему крестьянской жизни и воспринимались как нормальные. Они не означали деградацию или социальную катастрофу.

6

Часто в деревне считали таких людей хитрецами. Захребетниками. Людьми, которые не пашут, но едят. Особенно злились на тех, кто ушёл «на сторону» — на заработки в город, а потом присылал семье деньги. Такие зарабатывали больше, чем середняк с двумя лошадьми, но не платили налогов, не участвовали в сельской повинности, не работали на общину.

Агитационные фотографии, на которых крестьяне сидят чумазыми на пнях возле развалин, часто делались в самые тяжёлые моменты — голод, эпидемии, неурожаи. Их снимали городские фотографы, не разбираясь, кто на фото: складник, вдова или просто семья, пережившая гибель кормильца.



Такие образы потом использовались эсерами, марксистами и эмигрантами как доказательство «ужасов царизма». На самом деле, крестьяне жили сложно, по-разному, и нищета была не нормой, а крайним случаем.
источник
Ссылка на первоисточник
наверх