Главред журнала «Скепсис», доцент Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Сергей Соловьев — о том, как не забыть, за что воевали наши деды и прадеды.
«Среди 50 млн жертв Второй мировой войны нет одной — фашизма. Он пережил май 1945 года, поболел, похандрил, но выжил». Это слова из воспоминаний Ильи Эренбурга — замечательного писателя и журналиста, почти ежедневно вдохновлявшего своими статьями советских солдат на протяжении всей Великой Отечественной.
Сейчас, 73 года спустя после Победы, с Эренбургом трудно не согласиться.
И дело не только в реабилитации и даже героизации эсэсовцев и сотрудничавших с нацистами в бывших республиках СССР и в ряде стран Восточной Европы. Тревожит, что в России, несмотря на «Бессмертный полк» и парад 9 мая, подавляющее большинство молодежи имеет очень смутное представление о войне.
Я много лет работаю преподавателем истории в московском гуманитарном вузе и вижу, как год от года студенты-первокурсники всё хуже представляют себе, что происходило в той войне.
Никакого представления о том, что такое фашизм и почему уничтожить его было необходимо не только для существования СССР, но для всего человечества, школа не дает.
Однако обратите внимание: в России не существует фильмов, разъясняющих школьникам и студентам природу фашизма.
Лучшим фильмом о нем так и остается «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (несмотря на ряд неизбежных для советского периода идеологических перегибов), вышедший на экраны в 1965 году. Нет современных научно-популярных книг на эту тему. Постсоветский художественный кинематограф о войне отличается — за редчайшими исключениями — пренебрежением к историческим фактам, штампованностью образов и полным отсутствием на экране изображения достоверного образа врага, то есть фашизма.
В новых патриотических фильмах сюжет укладывается в нехитрую схему: «наши воюют и побеждают не наших», которые плохи просто потому, что чужие и агрессоры. Кстати, тот факт, что солдаты во время Великой Отечественной были именно советскими, тоже нивелируется режиссерами и сценаристами, что в «Двадцати восьми панфиловцах», что в «Собиборе». Эта антиисторическая «декоммунизация» истории войны — еще одна отдельная и важная тема.
Но понять героизм советских солдат, понять, почему, несмотря на тяжелейшие потери, отступление до Москвы, Сталинграда и Владикавказа, часто невежественное руководство в начале войны, они выстояли и победили, можно только при условии понимания природы советского патриотизма. А также осознания того, что такое фашизм и что он нес и народам СССР, и миру в целом.
Отсутствие этого знания делает человека крайне уязвимым к разным формам политической манипуляции, лжеисторическим фантазиям, националистическим идеологиям.
Именно описание фашизма в действии может дать, с одной стороны, прививку от рецидива этой смертельно опасной болезни человечества, а с другой — понимание, от чего спасали мир советские солдаты три четверти века тому назад. Умолчания о фашизме — это и есть предательство тех, кто воевал против него в ту великую войну.
Для справки. «Генеральный план «Ост» — это проект «освоения» нацистами территории европейской части СССР и Польши. Известно пять вариантов этого плана, разработка которых продолжалась с 1939 по 1943 год.
По нему в соответствии с расистскими принципами нацистов на этой территории евреи и цыгане должны были быть уничтожены полностью, а большая часть славянского населения подлежала депортации за Урал и умерщвлению разными способами, в основном голодом. Оставшиеся в живых должны были быть обращены в рабов 15,7 млн немецких колонистов-переселенцев с Запада, незначительное меньшинство — онемечено. Такая судьба ожидала поляков, русских, украинцев, белорусов и другие народы СССР, если бы не Победа.
Сергей Соловьев
Свежие комментарии