Европейские потребители бодро опустошают свои подземные кладовые голубого топлива
Откачка газа из европейских подземных хранилищ (ПХГ) — давно не была такой интенсивной. Конец осени оказался прохладным и 11 млрд.
кубометров — как не бывало. А это максимальные значения за последнюю не очень «ударную» пятилетку. Хватит или не хватит газа в хранилищах до весны? Вспомнят или не вспомнят в Европе про «плохой русский газ» или как-то переживут «газовый апокалипсис»?Ответы на эти вопросы сродни предположению о том, умрет или выживет пациент?
Суточный отбор газа в европейских хранилищах в ноябре и первые дни декабря достиг рекордного уровня за всю историю наблюдений. Таковы данные ресурса Aggregated gas storage inventory, который содержит данные о совокупных запасах газа. На них ссылается газета «Коммерсантъ».
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что объемы газа в европейских подземных газовых хранилищах сейчас соответствуют значением конца зимы:
— А холода только начались. И если зима будет даже не суровой, а просто средней, то газа может не хватить. Впереди еще половина декабря, январь и февраль — все может случиться. Если даже зима окажется обычной, газовые хранилища опустошаться быстрее, чем она закончится.
Мы исходим из предположения, что Европу ожидает отнюдь не «русская», а некая «стандартная» зима, без температуры в минус двадцать.
Еще при этом нужно учитывать не все количество газа в хранилищах, есть ведь технические объемы, которые никогда не поднимают на поверхность. Так что в феврале Европа может попросить газ — других возможностей для обогрева у нее не останется. При этом «Северный поток-2» запущен этой зимой точно не будет. Так что придется договариваться с «Газпромом», чтобы он дополнительно, по контракту, начала прокачивать газ через Украину.
«СП»: — Значит, Украина все равно фигурирует в газовом сценарии?
— Высока вероятность того, что Украина выйдет на договоренность с «Газпромом». Текущие значения потребления газа в этой стране тоже примерно соответствуют тому, как она закончила прошлый отопительный сезон — лишь чуть больше. Украинцы, по сути то, что смогли за лето нарастить, уже выкачали.
«СП»: — Почему «Газпром» для снижения ажиотажного спроса не предлагает дополнительных объемов на газовой бирже?
— У «Газпрома» нет плана затоварить рынок. Это ведь коммерческая организация, заинтересованная в прибыли и выполняющая контракты. Там думают головой, в отличие от украинского «Нафтогаза». Если будет заказ со стороны покупателя, то будет и предложение.
Это же не базар, где нахваливают свой товар: «Купите, подешевело два по цене четырех!». Наш монополист так себя не ведет, он работает четко по контрактам. Конечно, иногда Владимир Путин поручает «Газпрому» повысить объемы газа в хранилищах Европы. Алексей Миллер — берет под козырек. В последний раз это случилось в октябре.
Возможно, в начале января, сразу после новогодних праздников, мы узнаем о начале переговоров по дополнительным поставкам…
«Газпромом» качает в Европу голубое топливо по четырем основным веткам: «Северному потоку», «Турецкому потоку», через Польшу по газопроводу Ямал—Европа и через Украину. Повсюду прокачка снижаются из-за высоких цен. В том числе снижается транзит через Белоруссию. Больше всего загружен «Северный поток», поскольку Балтийское море транзитных пошлин пока не берет.
Для сравнения: в середине апреля, когда закончился предыдущий сезон отбора, в хранилищах было примерно 30 млрд. кубометров. Если отбор будет продолжаться в течение всей зимы высокими темпами, как в ноябре, то запасы в хранилищах уйдут далеко ниже этой отметки. К весне ПХГ вообще можно будет не учитывать. И что тогда, европейцы приползут к нам на коленях, посыпая голову пеплом? Это вряд ли.
Экономист, президент Союза арендаторов и предпринимателей Андрей Бунич считает, что Европа уже заранее подстраховалась против возможных катаклизмов и речь не идет о дефиците газа, а только о его цене:
— Газа пока достаточно, хотя иногда у его поставщиков возникают сомнения по выгодности тех или иных направлений. У Европы большой проблемы с поставками газа быть не может, потому, что у них существует огромная инфраструктура по приему сжиженного газа. Европейцы теоретически вообще могут отказаться от услуг «Газпрома» и такой же объем газа получить через свои терминалы — их уже много понастроено. Это реальные мощности, но они фактически не загружены, построены «на всякий случай».
У нас само существование этих мощностей почему-то игнорируют, и сами европейцы мало про них вспоминают. А эти терминалы были построены за короткий срок после крымских и украинских событий 2014 года. В Европе мгновенно развили инфраструктуру, фактически сделали запас по приему газа, причем запас огромный.
В данную инфраструктуру европейцы вложили свои деньги — не привлекали заинтересованных инвесторов, которые стремились бы быстро «отбить» вложенные средства. А вот в российские трубопроводы вкладывается сама Россия. Поэтому существует определенный конфликт интересов.
Другое дело, что сжиженный газ дорог. Это ведь сейчас цены на трубопроводный газ тоже выросли. Американцам стало выгодно продавать свой сжиженный газ. Но построенную инфраструктуру Европа пока держит про запас — как элемент торга. Она важна и в случае давления США, и в случае переговоров с Россией.
Так переговорная позиция Европы стала сильнее. Тут даже непонятно, какая инфраструктура является резервной: то ли терминалы по приемке сжиженного газа, то ли российские газопроводы? Это зависит от того, как будет развиваться обстановка.
Общая потребность в газе в Европе не увеличивается — держится примерно на одном уровне. Резко, не меняется: чуть больше, чуть меньше — в зависимости от общего энергобаланса. Ведь в Европе делают общую энергосистему. У нас в свое время с РАО ЕЭС разрушили, а там что-то такое наоборот построили — общего оператора, пока в основном, конечно, сориентированного на Германию.
Кроме того они стараются использовать разные виды взаимозаменяемой энергии. Энергетический интерконнект позволит использовать и атомную, и альтернативную энергию, и управлять этим процессом, активно используя энергосбережение. Все это успешно развивается, Европа продвинулась в этом направлении очень далеко. Ведутся работы по изучению способов хранения энергии, уже есть какие-то результаты. Пока все это дорого, но может и подешеветь. Тогда потребность в разных ресурсах, например, газа может кардинально изменится.
Еще не надо забывать, что цены на газ меняются. Если сейчас они высокие, это не значит, что всегда будут такими. Предложение может снова увеличится, а потребность, наоборот, уменьшится. Но в Европе к этому готовы. Иногда они в момент резкого повышения субсидируют потребителей, чтобы не было перепадов цены, чтобы население не волновалось. Заодно это и рынки успокаивает. А когда цены упадут — как-то это компенсируют.
Так что ситуация нехватки газа — отнюдь не сверх драматическая. Спекуляция построена на панике. Со временем станет все труднее устраивать такие ценовые шоки, которые Европа недавно пережила. И еще эти ценовые шоки работают в обе стороны. Вспомните, всего год с небольшим назад газ вовсе ничего не стоил. Про это обстоятельство все быстро забыли…
Пока же основные мощности по хранению газа в Европе: Reden и Jemgum в ФРГ, Haidach в Австрии, Bergermeer в Нидерландах, в которых «Газпром» хранит свое топливо работают на откачку. Уже сожгли четверть из ранее закаченного. Дело не только в похолодании, но в росте цен на газ. Ведь в хранилища закачивался газ дешевый, и свой, а по трубам поставляют дорогой и чужой.
Свежие комментарии