На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 134 подписчика

Свежие комментарии

  • Одиссей
    Провоцируете? Ню-ню.... Слова Темнейшего означают, что окраинцы - это русские и, стало быть, не Вам придется учить мо...Как шла украиниза...
  • Махамбет Толеугазин
    А я всегда знал что бандеровцы это пидорасы.В Киеве торжестве...
  • Алексей Сафронов
    Не сильно отличаются от сталинской "укронизации" исконно русских земель и заявления Путина о том, что укры является н...Как шла украиниза...

Французская кавалерия на Востоке. Часть 3. Порыв лейтенанта Гошэ де ля Фертэ

После взятия Ускюба марокканские спаги и африканские конные егеря преследуют противника по долине р. Моровы – действуя совместно с сербской 1-й армией. Дальше следует марш на Дунай.


Наконец 4-й африканский конно-егерский полк достиг старой Сербии. И совместно с отрядом Трание 8 - 9 октября он проводит дело у Митровице. Задача 4-го африканского конно-егерского полка: из Феризовиц перейти в Митровице (73 км), овладеть городом и подвижным железнодорожным составом. Вследствие выделения многочисленных отрядов наличный состав полка сократился до 172 всадников.

7-го октября на Митровице был выслан разъезд силой 9 коней - во главе с лейтенантом Гошэ де ля Фертэ.

После полудня 8-го октября в 7 км к югу от Митровице он нарывается на засаду, организованную 15-ю венгерскими гусарами на небольшом забаррикадированном железнодорожном мосту.

И Гошэ де ля Фертэ мгновенно принимает решение: с криком «в атаку» он во главе своего отряда мчится прямо по рельсам - и устремляется к мосту. Не было времени даже обнажить сабли, но ... неизвестно каким образом - но мост был пройден! Начальник разъезда выстрелом из револьвера ранит одного венгерца, еще 5 сдаются, а остальные карьером несутся в Митровице. Егеря преследуют их 7 км, но гарнизон Митровице, поднятый по тревоге, встречает разъезд артиллерийским огнем.

Разъезд переходит к наблюдению, ночует в окрестностях города, но все попытки на рассвете проникнуть в город тщетны: неприятель настороже.

Главные силы 4-го африканского конно-егерского полка подходят 9 октября. Известно, что гарнизон Митровице состоит из батальона австрийцев (500 человек), пулеметной роты, горной батареи и 1 эскадрона (200 - 300 сабель).

Полк выбрасывает эскадрон для захвата железнодорожной станции. Авангардный взвод встречен пулеметным и артиллерийским огнем. Взвод спешивается, затем вновь садится на коней и галопом в рассыпном строю бросается на стоящие на путях железнодорожные составы. Вторичное спешивание, наступление в пешем строю в сопровождении коноводов, прикрывающихся подвижным составом, вновь посадка - и горящая железнодорожная станция проскакивается на галопе. Взвод, преследуя убегающую пехоту противника, врывается в город.

В это время боковая походная застава силой в 1 взвод обходила город с востока. А главные силы полка поддерживают свою авангардную заставу, и в 16.00 полк занимает город Митровице.


Группа чинов 4-го африканского конно-егерского полка.

Рассмотренные события позволяют сделать следующие выводы.

Африканские лошади заслужили свою легендарную репутацию: английские кавалеристы в Македонии очень часто обращались к французским колониальным кавалеристам с просьбой поменять своих чистокровных лошадей на берберок. Чистокровные лошади, в целом хорошо выносившие походные условия, страдали от бивуачного расположения и недостатка фуража. Полукровки, крупные лошади из Европы и Америки плохо выносили тягости походной жизни и сравнительно скоро выбывали из строя.

Конница, оперирующая в горах, должна должна была иметь на седле пятидневный запас продовольствия и фуража.

Снабжение боеприпасами было сопряжено с большими трудностями. За двигающимися по горным тропам частями могли следовать только вьючные мулы. Колесный обоз прибыл в Ускюб только после ухода конницы, и присоединился к последней только на Дунае - после того как полки простояли там около недели. А недостаток снабжения, случалось, тормозил развитие всей операции. Каждая часть должна была иметь не менее 2 - 4 вьючных мулов для перевозки боеприпасов - без этого недостаток в снабжении патронами ощущался в обстановке горной войны очень остро.

Французская ковка показала себя с самой лучшей стороны. Перед выступлением в поход ковка имела давность от 8 до 10 дней. Эскадроны имели с собой комплект подков на седлах и, кроме того, 100 подков на специальной двуколке. Во время похода ковочные кузнецы испытывали постоянные затруднения со снабжением ковочными гвоздями. 18-ти ковочных гвоздей, находившихся в специальном мешочке на седле, оказалось слишком мало в обстановке горной войны. Первый подвоз гвоздей был выполнен самолетом, доставившим из Салоник в Ускюб 100 кг ковочных гвоздей; второй раз ковочные гвозди понадобились в Неготин - для полка марокканских спаги. Кавалерия, оперирующая в горах, оказалась чувствительна к вопросу ковки.

В условиях горной войны приходилось расставаться с нормальным колесным обозом и заменить его пароконными двуколками. Для конницы требовались запряжки для мулов - так как лучшим транспортным средством в горах оказался мул. Он лучше других выдерживал тяготы похода - вне зависимости от того, запряжен в двуколку, в орудийную упряжку, находится под вьюком или под седлом. Обычное вьючное седло оказалось тяжелым, высоким, с очень ограниченной площадью опоры и быстро утомляло и ранило животное. Легкое вьючное седло, использовавшееся туземцами Африки, Азии и на Балканах широко применялось и очень ценилось в Балканских армиях.

Во время продолжительных переходов, приведших конницу французской Восточной армии от Монастыря к Дунаю, она познала успех - несмотря на трудные условия горного ТВД и упорное сопротивление неприятеля. За 32 дня ее эскадроны с боем прошли около 700 км.

Со стратегической точки зрения конница выполнила три главных задачи:

1. Был взят Ускюб – и перерезан путь отхода германской 11-й армии.

2. Прикрыт восточный фланг сербской армии во время операции под Нишем.

3. Быстрый бросок на Дунай отрезал противника от Румынии и не позволил ему использовать эту могучую водную артерию.

В зависимости от обстановки конница действовала иногда довольно далеко от своих главных сил - как это, например, было во время операции на Ускюб и в нишском маневре. Иногда - в непосредственной близости от своих войск, как во время преследования - в тесной связи с сербской 1-й армией. И, наконец, иногда и непосредственно в составе главных сил армии - как это было в операции по овладению Прилеп. Командование армией всегда старалось быть на связи со своей конницей – используя для этого самолет.

С точки зрения тактического применения конницы следует отметить, что французская конница Восточной армии действовала так, как и следует действовать современной коннице. Используя и сочетая подвижность и огневое могущество, она, как правило сковывала противника с фронта, а решение боевой задачи искала в смелом обходном маневре. Это всегда приводило к успеху.

В большинстве случаев части, скованные боем с фронта, могли в нужный момент оторваться от противника и присоединиться к своим главным силам - чтобы вместе с ними, найдя слабо занятое место в расположении противника, использовать его, и широким маневром парализовать действия последнего.

В горах маневр тем более был необходим - так как лобовые атаки, как правило, обречены на неудачу и заканчивались большими потерями. Эскадроны спаги и африканских конных егерей всегда широко применяли свое автоматическое оружие и винтовочные гранатометы - чтобы получить огневое преимущество. Местность использовалась в должной мере - все ее складки, мертвые пространства и малейшие неровности применялись для наступления, которое, как правило, производилось небольшими независимыми друг от друга колоннами, разделенными широкими интервалами, но всегда маневрирующими и взаимодействующими между собой.

Более мощная огневая поддержка значительно ускорила бы результативность боя. Стараясь восполнить недостаток артиллерии, конные части стремились действовать внезапно. Маневр частей и маневрирование колонн под прикрытием друг друга служили, в большинстве случаев, причиной успеха и заставляли противника начинать отступление.

Африканские полки прекрасно применяли не только огнестрельное оружие. Они в равной степени применяли в конных атаках и холодное оружие - демонстрируя традиционный порыв и стойкость французской конницы. Бывали случаи конных атак даже без обнаженного холодного оружия - как это имело место в действиях разъезда лейтенанта Гошэ дэ ля Фертэ. Действия в конном строю, обычно выполняемые небольшими подразделениями, вели к прорыву и сильно влияли на политико-моральное состояние противника. Дело у Митровице служит наглядным примером того - насколько важное значение на войне имеет моральное состояние войск. Позиция у города была сильна естественными свойствами: глубокая река, протекавшая в крутых, обрывистых берегах, делала ее недоступной во многих местах и, кроме этого, имелся солидный гарнизон в 800 человек с пулеметами и артиллерией. Каким же образом столь сильная позиция была взята всего лишь 172 африканскими конными егерями? Ответ один - моральное состояние защитников парализовало их волю к победе.

8 октября, когда сбитые лейтенантом Гошэ де ля Фертэ венгерские гусары примчались в город, это произвело огромное впечатление. Поднялась общая тревога, пулеметы и артиллерия открыли огонь. Всюду разговоры: «Французы перед станцией». Офицер, командовавший венгерскими гусарами, насчитывавшими до 300 бойцов, рассуждал следующим образом: «Ну как же можно сопротивляться этой замечательной французской коннице! Когда по ней ведут огонь, она все же лезет вперед».

И на следующий день, когда африканские конные егеря входили в город, венгров в городе уже не было.

Или, например, другой характерный эпизод.

При наступлении полка его восточный фланг был прикрыт боковой заставой силой в 1 взвод. Противник, находящийся уже под впечатлением успехов французов, видит в этой заставе передовые части какой-то крупной колонны, совершающей обходное движение - ему мерещится, что единственный путь отхода к северо-востоку на Нови-Базар уже перехвачен и отступать некуда. Действия у вокзала он оценивает как демонстрацию для отвлечения внимания. Сопротивление этой крупной колонне, которая может быть и еще больше, так как темнота мешает наблюдениям, совершенно бесцельно... Так стоило ли сопротивляться?

Благодаря всему этому к моменту входа французских частей в город противник уже почти не сопротивлялся - встретившийся взвод пехоты делает всего лишь несколько выстрелов и убивает одного егеря. Вот и все потери при взятии Митровицы.

Пулеметы и орудия даже не открывали огня. Но операция конницы увенчалась полным успехом! А в основе успеха лежала дерзновенная конная атака лейтенанта Гошэ де ля Фертэ - столь результативная вопреки смыслу известного изречения генерала Э.-М. Дебени о специфике действий современной французской конницы: «Нормально конница дерется огнем, а маневрирует конем».

Автор: Олейников Алексей

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх