На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 118 подписчиков

Свежие комментарии

  • Горыныч
    Подписанты кто? Такие же противники СВО? Либерасты? Да и адвокат от РБК - о многом говорит.Педиатра Буянову ...
  • александр селезнев
    《Потребовалась мед. помощь.》 Наздавали этому уроду те, кто его задержал. Мало наздавали. За то, что ударил девочку, н...Ударивший 9-летню...
  • JREDLON RUSSIA ВВ Охрименко
    А что делают пограничники ? Просрали очередного бандита ? А что делает правительство , что бы закрыть на время войны ...Ударивший 9-летню...

Астрахань - город Храмов и Мечетей. "Красная" («Кавказская») мечеть.

Одна из самых ярких черт Астрахани - ее многонациональность. Причем в отличие от своей "старшей сестры" Казани, Астрахань - это именно город множества культур.Здесь органично соседствуют Православные Храмы и Мусульманские Мечети.В Астрахани 7 старых мечетей (из них 6 действуют), в том числе 2 шиитских. Сегодня познакомимся с ещё одной мечетью.

Мечеть №3 (до революции №13), сегодня также — Кавказская мечеть (ул. Красная Набережная, 112 – на городском рынке Большие Исады).Многие эту мечеть называют "Красной" как и мечеть №1, из-за чего часто возникает путаница.



В коллективной монографии «История Астраханского края» утверждается, что мечеть была построена в 1894 г. Однако эта дата подвергается сомнению.Согласно архивным материалам, приход мечети образовался в 1900 г. и составлял 600 мужчин и 299 женщин. Из документов 1896 г. также известно, что Хабибулла Мусякаев Горбунов, главный ходатай об открытии мечети на Больших Исадах, был крестьянином, уроженцем Пензенской губернии Инсарского уезда Верхисенской волости с. Яндовиц, и проживал в Астрахани (с его слов) 25 лет.



Сам Горбунов был безграмотный, и прошения от его имени писал татарин Фектулла Фектулов, ставший впоследствии первым муллой Красной мечети. Как поверенный от астраханских и иногородних татар в числе до 200 человек, проживающих в Астрахани и торгующих на рынке Большие Исады, Х. Горбунов несколько раз обращался в губернское правление с прошением о разрешении его доверителям выстроенный деревянный флигель обратить в мечеть с назначением к ней муллы или имама.

Губернское правление, по рассмотрении этих ходатайств, постановлениями своими от 23 сентября 1894 г. и 18 апреля 1895 г. разрешения на открытие мечети не давало по следующим причинам:
Татары, ходатайствующие о мечети, отдельного организованного общества или прихода не составляют.
Разрешение устройства мечетей выдаётся лишь при удостоверении в необходимости устройства новой мечети, между тем, в г. Астрахани достаточное число мечетей, в коих доверители Горбунова и могут отправлять свои религиозные обряды и служения.
Муллы назначаются только к мечетям, существующим в отдельных приходах, а не к молитвенным домам (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.34).




Получив отказ губернского правления, Х. Горбунов, как поверенный от татар, подал в конце 1895 г. прошение в Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД России, откуда на имя астраханского губернатора пришёл ответ: «… Принимая во внимание, что по настоящему ходатайству просителя состоялось постановление Астраханского губернского правления, которое по силе статьи 514 Св. Зак. Т. 2. Изд. 1892 может быть отменено только ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ или Правительствующим Сенатом, я признаю означенное прошение неподлежащим рассмотрению Министерства…» (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.21).



Получив копию ответа Департамента духовных дел. Хабибулла Горбунов в скором времени послал прошение в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее имя приносимых (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.29). В 1898 г. к делу об открытии мечети подключилось Оренбургское магометанское Духовное собрание, обратившееся в Департамент духовных дел с прошением о разрешении принять жертвуемое Хабибуллой Мусякаевым Горбуновым дворовое место в г. Астрахани на Больших Исадах по Набережной р. Кутум под № 185 для постройки новой соборной мечети (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.54).



В итоге, 17 ноября 1900 г., постановлением Астраханского губернского правления, постройка мечети была разрешена с образованием при ней самостоятельного прихода. План на постройку каменной мечети был утверждён Строительным отделением губернского правления 19 января 1900 г. (ГКУАО "ГААО". Ф.13. Оп.1. Д.53555. Л.76).В более поздних архивных документах имеются следующие данные.



В списке мечетей г. Астрахани за 1908-1909 гг. значится Большеисадная соборная мечеть, расположенная в 4 участке, построенная в 1900 г. В приходе мечети значатся 800 муж. и 700 жен., проживающих в 3 и 4 участках г. Астрахани.



В 1935 г. по решению Астраханского городского совета мечеть была закрыта, а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения. По устным сведениям, сообщенным имамом, мечеть построили в 1898-1900 гг., а закрыли в 1938 г.В 1990 г. здание мечети было возвращено мусульманам. С 1993 г. началось ее постепенное восстановление (особый размах реставрационные работы приобрели с 2000 г. и продолжаются по сей день). Приход мечети сегодня, в основном составляют выходцы с Кавказа (отсюда ее современное название – Кавказская): аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы-сунниты, но есть и татары, ногайцы и казахи.











Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх