На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 095 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Да , это прямое поражение руководства РФ , поиграли с очередным подсадным , не попытались даже убрать его . А теперь ...Миротворцы уходят...
  • владимир рябченко
    скока шаромыжников???Удар по Чернигову...
  • Dash45
    Хрен на хрен менять - только время терять!Два года ужаса бе...

«Шлезвиг-Гольштейн». Корабль — участник двух мировых войн

Читайте об уникальном германском броненосце в новом материале от создателей World of Warships.
1 сентября 1939 года залп броненосца «Шлезвиг-Гольштейн» ознаменовал начало новой, пожалуй, одной из самых страшных вех в истории человечества. Именно с этих выстрелов началось нападение Германии на Польшу, запустился отсчёт кровавой Второй мировой войны.

Начало

Однако история корабля началась задолго до вышеописанных событий. «Шлезвиг-Гольштейн» был броненосцем типа «Дойчланд». Принадлежал к последней серии додредноутов из пяти кораблей Кайзерлихмарине. Он был заложен в августе 1905 года, а в строй вступил уже в июле 1908. Три года — довольно малый срок для постройки такого крупного корабля. Но несмотря на это, в строй он вступил уже устаревшим. Ведь в Англии уже появился «Дредноут», который совершил прорыв в мировом кораблестроении.


«Шлезвиг-Гольштейн». Броненосец типа «Дойчланд»

В 1916 году Ютланд стал первым серьёзным испытанием для «Шлезвиг-Гольштейна» и его систершипов в составе немецкого Флота открытого моря. Корабль сделал около 20 выстрелов, получил серьёзное попадание в левый борт, но остался в строю.

Это сражение показало немецким морякам, что делает с броненосцем типа «Дойчланд» всего лишь одна торпеда. 1 июня, пользуясь предрассветным туманом, флотилия английских эсминцев выпустила 17 торпед по кильватерной колонне германских линкоров и броненосцев. Одна или две из них попали прямиком в центральную часть «Поммерна», систершипа «Шлезвига». В темноте вспух огромный огненный шар, который осветил всё вокруг, а поражённый корабль разломился надвое и вскоре ушёл под воду.


Систершип «Шлезвиг-Гольштейна» броненосец «Поммерн» в 1907 году

Межвоенный период

Проигравшая в Первой мировой войне Германия понесла серьёзные убытки как в экономическом, так и в политическом плане. По Версальскому договору страна лишилась по сути вооружённых сил. Также вовсе запрещалось иметь подводный флот. А в надводном остались 12 эсминцев и 12 миноносцев, 6 лёгких крейсеров и восемь броненосцев, среди которых был и «Шлезвиг-Гольштейн», который стал флагманским кораблём после проведённой в 1924–1926 гг обширной модернизации. Восемь из 12 котлов перевели на нефтяное отопление. Демонтировали все 170-мм противоминные орудия, заменив их 150-мм, освободив тем самым место для усиления ПВО. В роли флагмана «Шлезвиг-Гольштейн» прослужил девять с половиной лет, до 1935 года. После он был переоборудован в учебный корабль.

25 августа 1939 года «Шлезвиг-Гольштейн» вошёл в бухту Данцига с визитом вежливости, вместо первоначально назначенного для этого меньшего корабля, который якобы потерпел аварию.

Троянский конь

Можно представить себе удивление жителей Данцига, которые 25 августа увидели, как «Шлезвиг-Гольштейн», снявшись с якоря, на полном ходу пошёл к полуострову Вестерплатте, на котором располагался польский гарнизон. Однако потом внезапно развернулся и встал на прежнее место. Нападение, назначенное изначально на 26 августа, решили отложить, однако 1 сентября остановить атаку немцев не могло ничего. Германия вторглась в Польшу, а «Шлезвиг-Гольштейн» в 4:47 утра начал обстрел польских укреплений на Вестерплатте. Так раздались первые залпы Второй мировой войны.


«Шлезвиг-Гольштейн» обстреливает польские позиции

Чуть позже на берег высадилась рота морской пехоты, которая ранее скрытно прибыла на броненосце. «Шлезвиг-Гольштейн» между тем оставался в дельте Вислы в течение следующих недель и вёл огонь по позициям поляков.

Служба броненосца продолжилась, и в апреле 1940 года он принял участие во вторжении в Данию, где осуществлял поддержку высаживающихся немецких войск.


«Шлезвиг-Гольштейн» в Норвегии

Служба до последнего

Когда эта операция была окончена, броненосец вернулся в Германию, где стал флагманом начальника учебных частей Кригсмарине. Однако в 1943 году было принято решение вернуть корабль в состав боевого флота. Это было обусловлено нехваткой нефти, в то время как часть котлов «Шлезвиг-Гольштейна» всё еще могла работать на угле. В октябре-декабре 1944 броненосец проходил модернизацию в эскортный корабль с увеличением числа зенитных автоматов, установкой РЛС, новых систем управления огнём и другого оборудования. В декабре «Шлезвиг-Гольштейн» подвергся налёту британской авиации, получил три попадания бомб и сел на мель в дельте Вислы, недалеко от Готенхафена (Гдыни).


Носовая башня броненосца «Шлезвиг-Гольштейн»

«Шлезвиг-Гольштейн» до последнего момента принимал участие в обороне. 25 января 1945 года флаг и вымпел на броненосце были спущены, остатки команды отправлены на сухопутный фронт, в гарнизон Мариенбурга (Мальборка). Но 21 марта 1945 года, когда город был полностью захвачен, уцелевший личный состав привёл в действие подрывные заряды, заложенные в остове корабля.

Весной 1946 года «Шлезвиг-Гольштейн» был поднят аварийно-спасательной службой советского флота и отбуксирован в Таллин. А 25 июня 1947 года, ввиду невозможности восстановления, броненосец был затоплен в районе банки Неугрунд в Финском заливе.

Особое место в истории Второй мировой войны занимают боевые действия на море. Посмотрите видео от компании Wargaming, в котором приведено сравнение флотов противоборствующих стран. Узнайте, как менялись состав, численность и соотношение кораблей в ходе войны.


Автор:
Wargaming

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх