Один из самых устоявшихся и широко распространённых мифов в общественном мнении о космических миссиях США на Луну заключается в следующем:
По слухам, чертежи ракеты Сатурн-V, лунного модуля, командного модуля и прочего оборудования, использованного в американской лунной программе, были утеряны или уничтожены.
Даже утверждается, что NASA подтвердило этот факт, что якобы свидетельствует о том, что ракеты в действительности не существовало.Среди скептиков, сомневающихся в реальности полётов американцев на Луну, утеря чертежей считается неопровержимым доказательством, и они не подвергают это обсуждению. Я решил выяснить, насколько эти утверждения соответствуют реальности.
Какие основания есть считать, что чертежи пропали?
В первую очередь я исследовал правдивость утверждения о том, что NASA признало потерю чертежей. Пытаясь найти какое-либо заявление сотрудника NASA, которое можно было бы интерпретировать как признание в потере чертежей, я не нашел ничего подтверждающего это.
Статья в New York Times
Первое упоминание о пропаже чертежей было обнаружено в New York Times в 1987 году. В статье под названием "На поиски 'разбросанных' чертежей мощной лунной ракеты Сатурн" говорится, что чертежи распространены по разным хранилищам, и некоторые из них пропали. Однако это мнение автора статьи, а не кого-либо из NASA, так как эти слова появляются в начале статьи и не ссылаются на какой-либо источник.
В дальнейшем тексте статьи Гэри Хадсон, глава частной компании Pacific American Launch Systems, и анонимный сотрудник Boeing выражают сожаление об отсутствии чертежей двигателя F-1. Кажется, что это признание американцев, но на самом деле это не так.
Запуск ракеты Saturn V
После трагедии с космическим шаттлом "Челленджер", многие компании попытались предложить альтернативу шаттлам, используя технологии из программы "Аполлон". Например, компания Pacific American Launch Systems приобрела семь неиспользованных двигателей F-1, чтобы провести их реверс-инжиниринг, то есть разработать новые на их основе. Та же задача стояла и перед Boeing. Однако обе компании в итоге отказались от этой идеи, так как задача оказалась чересчур сложной. У них не было чертежей двигателя F-1, но и не должно было быть, ведь это не их проект.
Один из использованных двигателей F-1 был поднят с дна океана и теперь находится в музее.
Двигатель F-1 был разработан компанией Rocketdyne и является их интеллектуальной собственностью. В статье New York Times упоминается инженер Rocketdyne Джозеф Эрбс, который занимался пересмотром чертежей двигателей F-1. Он отметил:
Мы обнаружили всё необходимое: все чертежи, рисунки, спецификации, а также множество чертежей для вспомогательного оборудования и инструментов. Если кто-то говорит, что чего-то не хватает, он, возможно, прав, но у нас здесь целая куча документации, и у нас есть всё для того, чтобы заново начать производство двигателей F-1.
В ходе дальнейших исследований выяснилось, что некоторая документация по двигателям F-1 действительно была утеряна. Однако это касалось не самих двигателей, а скорее организации их производства.
Неиспользованный двигатель F-1 на экспозиции в космическом центре им. Кеннеди
В статье приводится комментарий пресс-секретаря Космического центра имени Маршалла, места, где проходила разработка ракет Сатурн-V:
Хотя многое оборудование для создания ракет Сатурн-V было утилизировано, многие чертежи по прежнему хранятся у нас, а те, которых у нас нет здесь (в космическом центре им. Маршалла) — находятся в хранилище документов в Атланте
В заключение статьи планетолог из Аризонского университета, профессор Джон Льюис, выдвигает гипотезу, что документы были умышленно уничтожены, чтобы избежать конкуренции с программой шаттлов.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что о недостатке документов говорят либо те, кто не имеет отношения к NASA (как Джон Льюис), либо те, кто не должен был иметь доступа к этим документам (например, Boeing и Pacific American Launch Systems). В то же время, организации, которые должны были хранить эти документы, утверждают, что они на месте.
Книга Джона Льюиса
В качестве второго источника информации о потере документов упоминается книга Джона Льюиса "Добывая в небе: неизвестные богатства астероидов, комет и планет", опубликованная в 1997 году. Это тот же Джон Льюис, о котором шла речь в статье New York Times 1987 года.
В своей книге Льюис пишет, что пытался найти чертежи Сатурнов, но безуспешно, и приходит к выводу, что чертежи утеряны. Именно после публикации книги Льюиса в аргументах лунных скептиков появляется утверждение о "признании NASA в потере чертежей".
То, что Льюис не смог найти чертежи, не является странным. Если бы эти чертежи были в публичных архивах, это было бы удивительно. Но обычно документация NASA хранится в специальных архивах Космического центра имени Джонсона в Техасе или Космического центра имени Маршалла в Алабаме.
Доступ к архивам, где хранятся чертежи, ограничен и предназначен только для сотрудников NASA. В то время как Джон Льюис, автор упомянутой книги, был лишь преподавателем в Университете Аризоны, что делает его выводы о потере чертежей довольно спорными. Ведь попытка получить доступ к чертежам, например, ракеты-носителя "Энергия", не являясь сотрудником "Роскосмоса" или НПО "Энергия", скорее всего, не увенчается успехом. Но это не означает, что чертежи "Энергии" утеряны.
Что говорит NASA?
Что касается позиции NASA по этому вопросу, она чёткая и однозначная. Каждый раз, когда возникают дискуссии о "потерянных" чертежах, представители NASA делают официальные заявления, опровергающие эти слухи.
Фрагмент «утерянных» чертежей
Пресс-секретарь NASA Пол Шоукросс в интервью порталу Space.com подтвердил, что все чертежи программы Аполлон хранятся на микрофильмах в Космическом центре имени Маршалла. К тому же, множество бумажных версий чертежей хранятся в различных архивах, включая федеральные архивы в Ист-Поинте, штат Джорджия, где находится около 2900 кубических футов чертежей ракеты Сатурн V.
Шоукросс подчеркнул:
Проблема воссоздания Сатурна-V не в поиске чертежей, а в нахождении поставщиков, способных предоставить устаревшее оборудование и материалы по технологиям 60-х годов по разумным ценам.
Итак, как мы видим, оснований для утверждения о потере чертежей ракеты Сатурн-V нет. Аналогично, нет оснований утверждать о потере чертежей "Энергии" или любой другой списанной советской ракеты.
Свежие комментарии