На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 165 подписчиков

Почему первопечатник Иван Федоров уехал от скреп к литве и ляхам


Если попадете в Суздаль, мои читатели, вы наверняка пойдете в Спасо-Ефимьевский монастырь, потому что он красив и интересен как снаружи, так и внутри. Так вот внутри монастыря есть много интересных выставок вроде Золотой кладовой, истории суздальских монастырей, фресок Спасо-Преображенского собора. Но я рекомендую заглянуть еще на выставку «Книжные сокровища шести столетий», которая, насколько я знаю, работает только в летний период.

Там среди массы старинных и относительно близких к нам книжных раритетов, есть тот самый «Апостол», с которого началось книгопечатание на Руси. Точнее – это первая точно датированная книга, о которой мы совершенно точно знаем – кто и когда ее напечатал.


Да, то самый Иван Федоров Московитянин и Петр Мстиславец, отпечатавшие «Апостола» по заказу Ивана Грозного на московском печатном дворе. И тут, кроме того, что на Москве наконец-то начали печатать книги, всего через 100 лет после того, как это стали делать во всяких Германиях и нескрепной Речи Посполитой интересен тот факт, что следом после издания «Апостола» и «Часовника» Иван Федоров и Петр Мстиславец были вынуждены самым натуральным образом свалить из Москвы. И книгопечатание на несколько лет на Москве прекратилось, пока его не продолжили ученики Федорова.



Почему Иван уехал в Речь Посполитую? Судя по всему, его самым натуральным образом заклевали переписчики книг, монахи и духовенство. А Иван Васильевич, который вроде бы был заинтересован в развитии книгопечатания, не заступился. В результате самую свою знаменитую работу – Острожскую Библию, Иван Федоров издал в Речи Посполитой.


Там к нему, несмотря на все унии и ущемление прав православия, отнеслись куда толерантнее, чем в скрепной и правильно верящей Москве. В Речи Посполитой Иван Федоров и Петр Мстиславец получили и поддержку власти, и проекты их оказались вполне успешными в финансовом плане. Вот и получается, что нет пророка в своем отечестве.


Кстати, с отчеством Ивана Федорова получается не совсем понятно. С одной стороны в Европе он известен как Иван Федоров Московитянин (Московитин, сын Московит). С другой – он вполне возможно учился в Кракове в молодости. Но в любом случае, после того, как ему пришлось перебраться в Речь Посполитую, он всегда упоминал, что рода московского и выехал из Москвы.


Жаль, что нет пророков в своем отечестве и что хорошую идею могут заклевать так, что приходится бросать все и уезжать. Не Иван Федоров был первым, кому пришлось так поступить, не он стал и последним.


Посмотреть его книги и тех, кто работал с ним, можно на той самой выставке. Среди «Книжных сокровищ шести столетий» есть и «Апостол», и заблудовские и виленские Евангелия и Острожская Библия, изданная огромным для своего времени тиражом и разошедшаяся по Речи Посполитой и Руси.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх