На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 106 подписчиков

ЕМВТ и KF 51 Panther: как немцы создают новые танки в погоне за наживой

ЕМВТ и KF 51 Panther: как немцы создают новые танки в погоне за наживой

На прошедшей с 13 по 17 июня в Париже выставке Eurosatory немецкий ВПК представил целых две новые боевые машины в классификации основных боевых танков (ОБТ). Вот только они обе вызывают много вопросов.

Смертельная конкуренция

Прежде всего необычным стало то, что немцы представили целых два танка.

Первый — ЕМВТ — продукт совместной работы немецкой корпорации KMW и французской Nexter. Это глубокая модернизация Leopard 2 с новой башней, созданной французами.

Вторая новинка — KF 51 Panther от концерна Rheinmetall. Как заявлено, это будет совершенно новый танк.

Использование для танка имени Panther («Пантера») — показательно. Недавно немцы решили, что они больше не будут стесняться нацистского прошлого, а наоборот, начнут гордиться своей ролью в сдерживании СССР. Действия не заставили себя ждать: перспективный танк получил имя от нацистского, используемого в период Второй мировой войны.

Нельзя сказать, что у немцев на примете закончились кошачьи для названий — нет, это четкий сигнал, что теперь наследие Третьего рейха востребовано в Германии.

Разработка двух современных ОБТ — дело недешевое. И причина скрыта в банальной конкуренции.

В прошлом при создании танка Leopard 2 фирмы KMW и Rheinmetall сотрудничали. Первые делали корпус и башню, вторые — пушку. Но договориться в этот раз они уже не смогли.

В результате KMW пришлось идти за помощью к французам, а потому ЕМВТ будет использовать не немецкое орудие калибра 120-мм, ставшее стандартом в НАТО, а французские 120 и 140-мм.

В свою очередь Rheinmetall не может использовать никакие наработки от башни и корпуса Leopard 2. Собственного современного шасси у корпорации нет. Есть выкупленный у британцев Challenger 2, но он примечателен худшим в мире сочетанием агрегатов трансмиссии и ходовой части. Если бы инженеры использовали его шасси для своей новой машины, их бы не понял никто. Пришлось делать что-то новое.

Правда к выставке конструкторы все равно не успели. В итоге нам показали новую башню с 130-мм пушкой на шасси от Leopard 2, замаскированного красивыми пластиковыми панелями. Однако свое разрабатывать придется — иначе никак. Rheinmetall нельзя продавать танки со старым корпусом, ведь все патенты на него у конкурентов. Но когда новый комплект агрегатов будет готов, совершенно не ясно.

Такое противостояние не идет на пользу работе. Куда выгоднее было объединить усилия и сделать новый ОБТ совместно. У KMW огромный опыт в проектировании корпусов и башен, у Rheinmetall — самое передовое западное 130-мм орудие. Но пока о сотрудничестве нет и речи.

Пластиковое будущее

Еще один интересный момент: и ЕМВТ, и KF 51 Panther — пока не более чем макеты. Они даже не отражают ожидаемый финальный внешний вид машин. Тот же Panther представляет собой практически полностью пластиковый макет, способный разве что перемещаться.

Тут стоит вспомнить показанный в 2013 году «польский танк будущего» PL-01, который так же был не более чем красивой моделью. Он не дошел даже до стадии нормального прототипа, что бы ни обещали в свое время поляки.

ЕМВТ и KF 51 Panther: как немцы создают новые танки в погоне за наживой

Зачем немцы, ВПК которых куда серьезнее польского, привозят на выставку макеты? Почему не подождать, пока будет готов хотя бы прототип и показать его? Ответ — деньги и конкуренция за них.

Европа стоит на грани серьезного перевооружения. Старая техника отправляется гибнуть на Украину, а политики повышают военные бюджеты. Многие страны ЕС подумывают о покупке нового ОБТ. В том числе и Германия, которая ради повышения расходов на оборону, внесла изменения в Конституцию, разрешив себе залезать в любые долги.

Фирмы понимают, если сегодня что-то покажет конкурент, а ты останешься в стороне, то есть шанс, что у соперника и сделают предварительный заказ на ОБТ. А это огромные деньги, ради которых можно устроить патентную войну с другими компаниями и привезти на выставку макет не готовой машины.

Но есть в этой спешке и еще один большой минус.

Весовой тупик

Обе показанные машины — откровенно странные. На первый взгляд все хорошо: горы новой электроники, новейшие умные боеприпасы в прогрессивных орудиях, возможность нести дальнобойные беспилотники-камикадзе. Наконец поставили автомат заряжания, что важно для снижения веса танка.

Но из-за необходимости управлять множеством новых систем, в том числе дронами, не удалось отказаться от четвертого члена экипажа. Теперь это не заряжающий, а оператор бортовой электроники.

С учетом появления автомата заряжания не удалось снизить объем танка за счет меньшего экипажа, наоборот — он увеличился. А за этим идет и повышение массы. Вот только западные ОБТ и так стоят на пределе по своему весу, делать их тяжелее не позволяет логистика и существующая инфраструктура.

Потому пришлось уменьшать броню, делая ставку на комплексы активной защиты (КАЗ). Но в этом случае стоит, например, обратиться к опыту израильтян, у которых больше всех практики использования таких систем в бою. Можно заметить, что они сейчас все еще стремятся увеличить прочность брони своих машин, поскольку понимают, что КАЗ — не панацея.

Еще одна проблема обоих немецких танков — боекомплект. В новых ОБТ просто некуда складывать боеприпасы. ЕМВТ имеет 22 снаряда, KF 51 Panther — 20. Более того, если в последний, например, установить дроны-камикадзе, то его вместимость упадет до совсем смешных 10 зарядов.

А как показывает опыт спецоперации на Украине — в условиях современного боя танк живет долго, если стреляет много. Так что запас даже в 20 снарядов — это преступно мало.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх