На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Ольга Каширина
    Время необратимо. и возраст никакими заявлениями не  вернешь.Это даже не дно.....
  • Ольга Каширина
    Оставьте ее все в покое. Для нее отсутствие разговоров о ней самое большое наказание.Это даже не дно.....
  • Андрей
    а у нас боятся   тварям нанести психтравму - морды штрихуют, а те и рады.В Туве школьница ...

Памяти генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Памяти генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко
Иван Дмитриевич Гайдаенко

Первая война Ивана Гайдаенко


Удивительным образом уход из жизни ветерана двух войн, летчика-испытателя и генерал-полковника Ивана Дмитриевича Гайдаенко прошёл мимо общественности. Ни на одном, даже региональном телеканале, не почтили память героя и не вспомнили его заслуги. Конечно, сейчас в моде совсем другие новости и события – большой кассы на смерти ветерана не сделаешь. Только вот как можно говорить о возрождении и воспитании новой России, если такие примеры самоотверженного служения Родине фактически игнорируются? Вопрос риторический, но попробуем восстановить справедливость.


Иван Дмитриевич Гайдаенко

Начало истории Ивана Дмитриевича ничем не отличается от сотен тысяч и миллионов его соотечественников. Родился 2 марта в селе Песчаное Елисаветградского уезда Херсонской губернии в 1919 году (сейчас это окрестности города Кропивницкий), где и закончил семь классов. Семья жила небогато, отец рано ушёл из жизни, и будущий летчик был вынужден поступить в Кировоградский машиностроительный техникум. Там, по словам самого Гайдаенко, хотя бы платили стипендию. Одновременно с этим случился местный аэроклуб, навсегда перевернувший жизнь восемнадцатилетнего юноши. Он едва не попал в ряды летчиков-наблюдателей – так раньше называли штурманов, но опыт полетов на самодельном аэроплане помог оказаться в группе летчиков. Для 20-30-х годов стремление молодёжи в небо было вполне естественным – каждый мечтал о профессии летчика. Это сейчас приоритеты сбиты напрочь, и хорошо, если из сотни молодых парней один планирует поступать в летное училище. В свой столетний юбилей Иван Дмитриевич вспоминал:

«В первую очередь хочу пожелать молодому поколению здоровья, отличной учёбы, стремления к своим целям. Брать пример с нас – стариков и никогда не унывать. Я мечтал летать всегда, и вот, всю свою жизнь провёл в воздухе.»

Первым самолетом Ивана Гайдаенко был У-2 – универсальная учебная парта для многих поколений авиаторов. В 1937 году был сделан окончательный выбор, и молодой Гайдаенко навсегда связывает свою жизнь с Красной Армией. Боевые навыки и знакомство с серьёзной техникой случилось уже в Одесской военной авиационной школе имени Полины Осипенко. Вторым освоенным самолетом в карьере пилота стал Р-2 конструкции Поликарпова – машина непростая в управлении и требовательная к квалификации летчика.

Уже в 1938 году, спустя двенадцать месяцев после начала обучения, Гайдаенко пишет рапорт о переводе на Дальний Восток – тогда обострились отношения с Японией. Но оказался он в 333-й отдельной разведывательной эскадрильи на Р-5 в ленинградской Гатчине. А в конце 1939 года грянула первая для Ивана Дмитриевича война…

В интервью изданию «Я помню» Иван Дмитриевич рассказывает:

«Когда в 1939 году началась Финская война, нашу эскадрилью направили на север. Мы сидели на озере Колаярви, что на запад от Кандалакши. Основными задачами нашей эскадрильи были разведка и бомбежка. Финны действовали небольшими отрядами. Найти их в лесу можно было только по оставленной лыжне. Если заставали их отряды на открытом месте, при пересечении замёрзших озёр, то тут мы их хорошо обстреливали и бомбили. Нам везло, что с самолетами финскими не приходилось встречаться. На Р-5 вести бой с вражеским самолётом – дело безнадёжное. У нас ведь вооружение какое было? Впереди ПВ-1 (тот же «максим», только авиационный), а сзади – два спаренных пулемета Дегтярева.»

За финскую кампанию Гайдаенко лично Калинин вручил Орден Красной звезды. Как вспоминал сам герой, пару лет награда позволяла раз в год пользоваться в отпуске мягким железнодорожным вагоном.






Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

После Финляндии в 1940 году была работа в Эстонии в период ввода советских сил. Иван Гайдаенко обеспечивал связь передовых колонн войск с командованием. Как он сам рассказывал, в полете с Р-2 перед лидирующей машиной сбрасывался вымпел с указанием направления движения войск. Можно было с земли передать обратное послание. Для этого между двумя высокими шестами натягивалась верёвка, посередине прикреплялся конверт с документами, и Р-2 специальной кошкой цеплял ответ в полете. Надо ли объяснять, что подобные маневры на капризном в управлении самолете мог выполнять только настоящий ас?

Вторая война Ивана Гайдаенко


Великую Отечественную войну Иван Дмитриевич встретил на бомбардировщике СБ в составе разведывательного авиаполка Ленинградского военного округа. Это был последний тяжелый самолет в карьере Гайдаенко – после пилот работал преимущественно на истребителях. За годы войны он освоил И-16, ЛаГГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Киттихаук». Совершил более трехсот боевых вылетов.




Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Из воспоминаний Ивана Гайдаенко изданию «Я помню»:

«Первые «Кобры» пришли из Англии. Причём англичане не так, как мы, отправляли самолеты. Мы ведь перед отправкой всё помоем, вылижем, а их «Кобры» были грязные, на колесах земля, так и привезли нам их такими морским путём на кораблях. Доставили «Кобры» в Африканду. Главной сложностью было то, что с машинами не привезли никаких инструкций. Мы, к примеру, никак не могли допереть, как у них работают тормоза. У нас тормоза пневматические, на ручке был рычаг, который надо было зажать, а у «Кобры», как у бомбардировщика, тормоза гидравлические, и выжимались они носком сапога на педали. Долго мы крутились, пока это разгадали. Другая особенность: «Кобра» трехточечная, а наши самолеты все с хвостовым колесом. Соответственно, на нашем самолёте взлет осуществлялся так: ручку на себя, бежишь, набираешь скорость, поднимаешь хвост, ещё разгоняешься, потом добираешь ручку и взлетаешь. А на «кобре» хвост поднимать необходимости не было. Но у нас же инструкции не было, мы не знали. Взлетали, как было положено по нашим нормам, как привыкли. Первым на «кобре» вылетал Кутахов. Он ручку на себя взял. Самолет бежит, бежит, и никак не взлетает. Наконец, скорость набрал, а тут уже конец аэродрома, но всё-таки машина взлетела. Потом мы допёрли, что ручку надо держать нейтрально, пусть машина бежит, пока не наберёт скорость подъёма передней ноги, а потом уже можно её отрывать.»


Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

В одном из воздушных сражений близкого друга Гайдаенко Павла Кутахова (будущего маршала авиации и дважды Героя Советского Союза) сбивают. Иван Дмитриевич, чтобы немцы не смогли вести прицельный огонь, прикрывает спускающегося с парашютом летчика. И сам попадает под огонь противника. Вроде бы ничего критичного, Кутахова удалось прикрыть, но на обратном курсе у истребителя задымился и отказал мотор. Пулей перебило масляный бак. Высота не позволяла выпрыгнуть из машины, и Гайдаенко посадил самолет прямо в снежное поле Заполярья. Это случилось в начале 1942 года, а спустя несколько месяцев его снова сбивают, на этот раз с последствиями – Иван Дмитриевич получает травму позвоночника. После непростого лечения Гайдаенко назначают командиром эскадрильи, затем летчиком-инспектором авиадивизии. В боях лично сбил четыре немецких самолета, в составе группы – 26 машин противника.


Лётчики полка. В центре будущий маршал и Дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов (на фото уже с первой Золотой Звездой). Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

После войны Иван Дмитриевич служил буквально по всему Советскому Союзу. Командовал Дальневосточной воздушной армией, руководил ВВС Туркестанского военного округа, а в 1978 году принял должность заместителя начальника Главного штаба ВВС. Немалый вклад внёс Иван Дмитриевич и в военную науку. В 1973 году под авторством Ивана Дмитриевича выходит учебное пособие «Инструкция летчикам самолета МиГ-21УМ (МиГ-21УС)». Разобраться в ней неспециалисту очень сложно, но видно, что труд серьёзный и основан на кропотливой работе летчика-испытателя. На тот момент Иван Дмитриевич служил в должности командира войсковой части 15650 или Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова в Ахтубинске. Начальником центра Гайдаенко прослужил с 1970 по 1978 год. За достижения в научной работе удостоен учёной степени кандидата военных наук.


Иван Дмитриевич Гайдаенко и его фронтовой друг, дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов. Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко




Фото из личного архива Ивана Дмитриевича Гайдаенко

Перечислять заслуги и награды Ивана Дмитриевича можно бесконечно долго – в послужном списке и Ордена Красного Знамени, и два Ордена Красной Звезды, и почётное звание Заслуженный военный летчик СССР. Ветеран двух войн внёс неоценимый вклад в развитие отечественного самолетостроения, который ещё только предстоит оценить. Но, пожалуй, одним из главных достижений Ивана Гайдаенко стало воспитание плеяды выдающихся боевых летчиков, среди которых немало Героев Советского Союза и России.

В последний путь Ивана Дмитриевича Гайдаенко проводили 11 марта 2023 года. Похоронен герой на Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества». Вечная память.
Автор:
Евгений Федоров

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх