«Ядерное оружие – не угрожающая железяка на параде»
Как заметил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, в День ракетных войск их командующий рассказал о «сестре» «Орешника» «Осине»: «А как известно, от осинки не родятся апельсинки». В то же время китайский эксперт считает, что главная проблема в отсутствии доверия и уважения между противоборствующими силами.
Фото: Пресс-служба Минобороны
В январе в Белый дом придёт новая администрация США. Ей предстоит столкнуться с демонтированной системой контроля над вооружениями и значительным обострением американо-российского противостояния на Украине. Поставки украинской армии всё более совершенных видов западного оружия, в частности, дальнобойных ракет, которые уходящая администрация США разрешила использовать для ударов по российской территории, повысили международную напряжённостью. Стратегическая стабильность разрушена. Как смотрят на ситуацию эксперты из разных стран мира?
«Мир, который установился после Венского конгресса (1814-1815 годы), привёл к равновесию, когда каждая страна соблюдала свои и общие интересы. Это система «европейского концерта» позволяла сохранить мир в Европе. Нарушение этого равновесия соперничеством Российской и Британской империй привело к Первой мировой войне, — рассказывает Джеффри Робертс, заслуженный профессор истории Университетского колледжа Корка (Ирландия). — На смену геополитическому равновесию пришла стратегическая стабильность». Но теперь и она разрушена, констатирует эксперт, и необходимо ее восстановить. Но для этого «государства не должны преследовать только свои интересы. Странам необходимо поддерживать гарантии безопасности всего мирового сообщества». Джеффри Робертс уверен, что нужна новая структура мира.
Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел РФ, назвал ее «полифонической архитектурой мира», потому что в термине «многополярный» есть негативное звучание неких полярностей – противоположностей в мире. Нельсон Вонг, вице-президент шанхайского Центра стратегических и международных исследований (Китай) тоже привел метафоры из мира музыкального искусства: «США и Россия танцуют танго, которое исполняют вдвоем. В мире же сейчас много обладателей ядерного оружия. И чтобы всем договориться, надо организовать оркестр».
«Хаотизация международных отношений сейчас не имеет аналогов в прошлом. Ситуация не только не стабилизируется, а продолжает неуклонно деградировать. Основной движущей силой этого негативного процесса является перспектива нового мироустройства. Переход к многополярности (полифоничности) тормозится США, стремящимися сохранить свою гегемонию, — уверен Сергей Рябков. — Фигуры на доске были расставлены понятно, было ясно, куда они двигаются и чего можно ожидать. США и их союзники давно начали попирать принципы неделимой безопасности. Это коренные причины текущего кризиса. Затеянные Вашингтоном геополитические игры могут привести к катастрофическим последствиям». Дипломат также отметил, что «ради удержания глобального доминирования Вашингтон готов идти на провоцирование дальнейших стратегических рисков, наращивать силовое давление на те страны, которые американцы назначили себе в оппоненты и противники. Поскольку речь идёт в первую очередь о государствах, обладающих военным ядерным потенциалом – России, КНР, КНДР, то затеянные Вашингтоном геополитические игры могут привести к очень тяжелым последствиям, вплоть до катастрофических».
«Мы должны начать стратегический диалог между США и Россией, между США и Китаем для предотвращения ядерного конфликта, — убежден Роберт Легвольд, почётный профессор факультета политических наук Колумбийского университета (США). – Стратегическая стабильность разрушилась, потому что США и Россия проводят неверную политику. США надеются победить РФ обычным вооружением. А Россия в ответ снижает порог применения ядерного оружия. Китай мог бы поставить в Совбезе ООН этот вопрос на обсуждение».
Эксперт считает, что политика Трампа будет продолжать линию Байдена по Украине. То есть поставлять им все более и более новые вооружения, и средства для ведения войны. Роберт Легвольд уверен, что новые типы российского вооружения, например «Орешник», только дестабилизируют ситуацию, давая американцам уверенность в том, что до ядерного столкновения дело не дойдет.
«Стремление НАТО к бесконечному расширению и попытки поглотить Украину продолжаются и сейчас. Это блокирует любые пути к дипломатическому урегулированию кризиса. Официальным является курс на нанесение России, одной из крупнейших ядерных держав, стратегического поражения, — объясняет ситуацию Сергей Рябков. — Политика НАТО и всё более безрассудные действия Запада создают угрозы применения ядерного оружия в соответствии с нашими доктринальными установками. Говорить о стратегической стабильности сейчас не приходится вообще».
Нельсон Вонг полагает, что противоборствующим сторонам не хватает уважения и доверия друг к другу: «Демонстрация «Орешника» 21 ноября этого года не привела к разрядке напряженности. Сегодня более острая ситуация в мире, чем в начале холодной войны в ХХ веке».
«Отличие между правилами холодной войны и нынешним временем в том, что тогда правила были признаны обеими сторонами. Нынешние правила составлены «гегемонами», и те, кто выступает против этих правил, являются врагами гегемона, — уверен Дмитрий Тренин, профессор-исследователь Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. — Мир изменился. Во время холодной войны конфликта на Украине быть не могло. Сейчас существует опасность лобового столкновения между Россией и НАТО. Во время холодной войны обе стороны старались подобного избежать». По мнению эксперта, сейчас мы находимся в условиях стратегической нестабильности. Эта нестабильность будет продолжаться ещё долгое время, которое будет временем очень сильной турбулентности: «В отличие от холодной войны, говорить сейчас о контроле над вооружениями бессмысленно. Главным образом по причине стратегической нестабильности, которая мешает вести переговоры так, чтобы это вело к контролю над вооружениями».
Дмитрий Тренин объясняет, что совершенно иной характер приобретает сегодня политика сдерживания. Та ядерная доктрина, с которой мы вошли в конфликт на Украине, оказалась неактуальной. Пришлось её дорабатывать и обновлять: «Сдерживание — это пассивная формулировка. Необходимо использовать устрашение противника. Несмотря на появление у ВС России системы «Орешник», она не является заменой ядерному оружию. Но мы совершенствуем свои системы ядерного сдерживания и устрашения. Ядерное оружие – не угрожающая железяка на параде».
Сергей Рябков напомнил, что командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев в День ракетных войск (17 декабря) сообщил, что Россия ведет разработку новых ракетных комплексов, в том числе стратегического комплекса «Осина»: «А как говорится, от осинки не родятся апельсинки». «Я – оптимист, — заметил Джеффри Робертс. – И хоть я согласен с Робертом Легвольдом по поводу фальшивой сделки Трампа по Украине, будем все-таки надеяться на мир!»
Читать далее →
Свежие комментарии