Еврокомиссия: снижение доли ниже 50% фирмой под санкциями может быть маскировкой
Еврокомиссия представила новые разъяснения, которые определяют, когда снижение подсанкционной российской компанией доли в другой фирме ниже 50% будет считаться «маскировкой» фактического контроля с целью обойти ограничения
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Европейская комиссия обновила разъяснения, фактически расширяющие основания считать, какая структура действует «от имени или по указанию» российской компании, включенной в санкционный список. Если такое отношение установлено, санкции ЕС должны распространяться и на такую структуру независимо от доли владения.
Пояснение касается ст. 5aa Санкционного регламента № 833/2014, которая запрещает европейцам прямые или косвенные сделки с российскими компаниями с госучастием из Приложения XIX, а также с фирмами, принадлежащими этим компаниям более чем на 50%, или структурами, действующими от имени или по указанию госкомпаний из приложения или их «дочек».
В соответствующий перечень включено более десяти организаций, в частности: ОПК «Оборонпром», Объединенная авиастроительная корпорация, Уралвагонзавод, «Роснефть», «Транснефть», «Газпром-нефть», «Алмаз-Антей», КАМАЗ, «Ростех», «Совкомфлот», «Севмаш», Объединенная судостроительная корпорация, Российский морской регистр судоходства. Эти ограничения отличаются от основной массы блокирующих санкций в отношении российских компаний и организаций, когда запрещены не только сделки с ними, но и любые активы этих структур в Евросоюзе должны быть заморожены.
Что уточняет Еврокомиссия
Исполнительный орган ЕС указывает, что компания, которая попадала под действие ст. 5aa по критерию владения более чем 50% со стороны одной из компаний, поименованных в Приложении XIX, «вероятно», по-прежнему будет считаться «действующей от имени или по указанию» данного подсанкционного юрлица, если доля была снижена до 50% и в особенности если передача акций сопровождалась следующими обстоятельствами:
она произошла в рамках «одной и той же корпоративной группы»;
и/или близко к дате включения компании в Приложение XIX либо публикации каких-либо разъяснений по поводу применения ст. 5aa;
и/или же на организацию сохраняется существенное влияние подсанкционной компании (например, через право вето в отношении каких-либо корпоративных решений).
В такой ситуации есть основания подозревать, что передача акций была осуществлена недобросовестно, чтобы «замаскировать фактическое владение или контроль» и обойти применимость ст. 5aa, подчеркивает Еврокомиссия.
В таком случае операторы ЕС (компании или физлица) должны прекратить любое предоставление экономической выгоды в пользу компании, действующей от имени или по указанию подсанкционной организации. При этом Еврокомиссия обращает внимание на необходимость предусмотреть достаточный переходный период для прекращения коммерческих отношений (например, 60 дней) в том случае, если немедленный разрыв несет риски для безопасности поставок в ЕС.
При этом ст. 5aa предусматривает исключения из запрета, разрешающие приобретение европейскими компаниями или импорт в ЕС природного газа, титана, алюминия, меди, никеля, палладия, железной руды, фармацевтической или медицинской продукции, сельскохозяйственных культур, удобрений и продуктов питания из России.
Еврокомиссия указывает, что новое разъяснение, по существу, основано на позиции регулятора, опубликованной в октябре 2019 года (.pdf). Тогда комиссия дала общие рекомендации национальным органам ЕС, как определять, что структура действует «от имени или по указанию» компании — объекта санкций.
Почему это важно
Конкретное разъяснение сформулировано применительно к госкомпаниям из Приложения XIX, но формулировка «лицо, организация или учреждение, действующие от имени или по указанию» встречается в целом ряде других секторальных ограничений ЕС, отмечает партнер брюссельской юрфирмы Acquis, специалист по санкциям Юрий Шумилов. Поэтому он не исключает риска того, что «в свете этого разъяснения контрагенты начнут применять аналогичный подход также и в контексте других ограничений».
Формулировка предполагает, что снижение доли участия ниже 50% может считаться нацеленным на обход санкций, если произошло близко не только к дате выхода обновленных пояснений (23 октября), но и вообще включения компании в Приложение XIX (15 марта 2022 года). Однако в первую очередь европейские контролирующие органы будут обращать внимание на тех, кто поменял корпоративную структуру незадолго до того, как вышли разъяснения, считает руководитель практики санкционного права и комплаенса АБ КИАП Денис Примаков.
Новые разъяснения дополняют критерии контроля, которые уже закреплены в «Лучших практиках имплементации ограничительных норм Европейского союза» от 2022 года (.pdf), отмечает Примаков. В этом документе указано восемь критериев контроля, на которые сейчас ориентируются регуляторы.
Универсального решения с точки зрения санкционного комплаенса новые разъяснения не дают — все равно каждую ситуацию нужно рассматривать в индивидуальном порядке, добавляет Шумилов. Однако, по его словам, теперь можно ожидать более пристального внимания от европейских контрагентов к ситуациям, описанным Еврокомиссией. Он также напоминает, что в сентябре 2023 года Еврокомиссия опубликовала руководство для европейских операторов по оценке рисков обхода действующих санкций, и в этом документе уже обозначались такие «красные флажки», как снижение доли владения ниже 50% и смена бенефициарного владельца незадолго до или сразу после внесения компании в санкционный список.
Помимо этого, среди таких «красных флажков» были указаны использование «сложных корпоративных или трастовых структур, связанных со странами, дружественными России», перемещение активов, ранее связанных с подсанкционными владельцами, в пользу их родственников, «многочисленные» передачи акций от санкционных структур к несанкционным.
Читать далее →
Свежие комментарии