На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 135 подписчиков

Свежие комментарии

  • Искандер
    Да нет, Калитка Гарика, чисто-синей она стала в 1975м, в 67м была полушерстяной серой/серо-синей в зависимости от изг...Я поздравляю всех...
  • Святослав Сюткин
    Сюткин Святослав  Спасибо всем,кто делится информацией о Дне Пионерии.Меня принимали в пионеры 1961 году и все помню ...Я поздравляю всех...
  • dverry garry
    а что в 1967 году в школе была форма синего цвета?Я поздравляю всех...

Прогулять за раз генеральское жалование

Модный художник пребывал в отличном настроении и поднимая очередной бокал говорил:

- Как я счастлив. Я испытываю чувство богатого человека. Посмотрите, как хорошо все настроены и как рады!

И у него был повод так говорить, потому что гульба шла, что называется «во всю Ивановскую»: на годовое генеральское жалование.

Тот самый триптих, оплату за который так лихо прогуляли
Тот самый триптих, оплату за который так лихо прогуляли

Если открыть замечательный ежегодник «Список всем генералам по старшинству» за 1896 год, то можно узнать, что доходы генерал-лейтенантов в это время составляли в среднем от 5 до 6 тысяч рублей в год. Вот вам для примера генерал-лейтенант Граве получал в общей сложности, со всеми столовыми и добавочными 4961 рубль и еще зарабатывал «с аренд» 1500 рублей. В год.

Возникает вопрос, мог ли генерал Грабе прогулять такие деньги за одну славную ночь в ресторане? Ну, наверное, мог. Только вряд ли стал бы так делать, иначе бы до генерала не дослужился.

Тем более, что прогулять 5000 рублей за раз – это надо очень постараться. Если вспомнить «Анну Каренину», события которой хоть и случились ранее, но порядок цен был примерно похож на 1896 год, то там Стива Облонский и Левин посидели в ресторане с устрицами, ростбифом, каплунами, претантьером и консервами на «двадцать шесть рублей с копейками». То есть, прогулять 5000 рублей – это надо было очень постараться. Художнику Михаилу Врубелю это удалось.

Вот для этого особняка создавался триптих Врубеля
Вот для этого особняка создавался триптих Врубеля

В 1896 году архитектор Франц Шехтель (Фёдором он официально стал позднее, в 1914 году, хотя друзья его всегда называли именно этим именем) пригласил имевшего неоднозначную репутацию Михаила Врубеля для оформления декоративного панно в кабинете отделывавшегося особняка Алексея Морозова. Кабинет оформляли в готическом стиле, с отделкой деревом. Врубель придумал и создал для этого кабинета триптих «Фауст», оригинал которого теперь можно и нужно посмотреть в Третьяковке. Стоила эта работа 5000 рублей – годовое генеральское жалование.

Тот самый триптих, оплату за который так лихо прогуляли, в Третьяковской галерее
Тот самый триптих, оплату за который так лихо прогуляли, в Третьяковской галерее

Врубелю эти деньги пришлись бы очень кстати, потому что 1896 год – это как раз то время, когда он встретил Надежду Забелу. Но с другой стороны – это и время знаменитых нижегородских панно, созданных за короткий срок и вызвавших большой скандал тогда и вызывающих восторг сейчас, когда мы смотрим на «Принцессу Грезу» в Третьяковке.

Это панно для Нижегородской ярмарки Врубель создавал в то же время, что и триптих для особняка Морозова
Это панно для Нижегородской ярмарки Врубель создавал в то же время, что и триптих для особняка Морозова

Ну так вот о тех 5000 рублей.

Врубель исполнил заказ, получил эти деньги.

И устроил праздник «на все».

Москва 1896 год, где-то около этих домов и шла та знаменитая гулянка на все генеральское жалование
Москва 1896 год, где-то около этих домов и шла та знаменитая гулянка на все генеральское жалование

Он жил в гостинице «Париж». Там гулянку и устроили. Гуляли все, кто попался под руку: постояльцы гостиницы, удачно попавшиеся на улице цыгане и какой-то оркестр, военные, актеры, просто случайные люди:

«…Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем…»

Прогуляли не только все деньги, полученные за триптих, но еще и должны остались. Потом Врубель еще два месяца трудился, не покладая рук, чтобы расплатиться за столь шикарную вечеринку.

А как же нагуляли то на столько денег?

Ну как тут не вспомнить прекрасного Ивана Шмелева и эпизод из повести «Человек из ресторана», когда один купец приглашает "отобедать" большой оркестр, чтобы удивить понравившуюся барышню-музыкантку, а тем временем ему готовят счет:

«А там-то, в конторе-то… счетик-то… баланц-то уж нанизывает Агафон Митрич, нанизывает безо всякого снисхождения. Да с примастью, да по тарифу-то, самому уважаемому тарифу… Да за хрусталь, да за сервизы, да за духи, да за…»

Так и прогуливаются генеральские жалования и оплата за шедевры в один присест. Никто же тогда не знал, что этот триптих – шедевр мирового искусства.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх