Токийский национальный музей
Среди цветов сакура – среди людей самураи.
Средневековая японская пословица
Клинком закаленным
Меча с когтями железными,
Не зная пощады,
Тело разрубают наискось
Кромсают… Какая скорбь.
Сайгё (Сато Норикиё) (1118–1190)
Средневековая японская пословица
Клинком закаленным
Меча с когтями железными,
Не зная пощады,
Тело разрубают наискось
Кромсают… Какая скорбь.
Сайгё (Сато Норикиё) (1118–1190)
Военные музеи мира. Национальный музей в Токио трудно отнести к военным музеям как таковым. Однако в его экспозиции очень много внимания уделено именно военной истории древней и средневековой Японии. А это, по сути, было время сплошных войн, так что памятников военной истории в этом музее собрано очень много, поэтому, посетив его – хотя бы и виртуально – мы сможем получить полное представление о том, как развивалось военное дело в Японии на протяжении более чем тысячелетия.
Итак – сегодня мы посещаем Токийский национальный музей.
И начинаем нашу экскурсию с самого раннего времени японской государственности – периода Ямато (III в. н. э. – 710 год). В это время в Японии имел место самый настоящий бум курганных погребений, так что время с III века до нашей эры по VII век иногда даже называют эпохой Кофун – по названию курганов кофун, имевших форму… замочной скважины! Вокруг них древние японцы расставляли множество керамических фигур – ханива («глиняный круг» по-японски), изображавших и дома, и лодки, и женщин, и… воинов. Такой вот у них был своеобразный погребальный инвентарь, не считая того, что закладывалось в саму могилу!
Фигурка кофун, изображающая воина в доспехах
Посмотрите, как на ней проработаны все детали. Все видно – и заклепки на пластинках, и узлы завязок панциря!
А вот это догу («одеяние, закрывающееся с головой» по-японски), однако всем должно быть понятно, что это не воин, нет, а… пришелец в скафандре, посетивший Японию в то далекое время и оставивший по себе вот такую память. А. Казанцев в романе «Фаэты» эти «догу» хорошо описал, и откуда они взялись…
Железные мечи IV в.
Железные мечи V–VI вв.
Медные наконечники стрел
Японцы, отметим, очень рано познакомились с железом и научились делать из него и оружие, и доспехи. Уже в IV веке комплект вооружения воина-латника включал шлем – сёкаку-цуки-кабуто – «бодающий баран», металлическую кирасу танку-до и наплечники ката-ёрой.
На этом фото как раз все эти детали полного доспеха танко и представлены. Мы уже видели этот доспех в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Но там он был один, без сопутствующих деталей. А здесь полный набор, слева направо: шлем, кираса, наплечники
Кираса крупным планом
Стремена
Огромную роль в завоевании Японии пришельцами с материка – а предки японцев пришли на ее территорию с Алтая, так как японский язык относится к алтайской языковой группе, довелось сыграть лошади. Аборигены Японии – айны или эмиси (от айнского слова «меч» – «эмус») были хорошими воинами, но лошадей не знали, тогда как пришельцы использовали конных лучников очень широко.
Конские удила, VI в.
Лука седла
Японские золотые «монеты» XVII в. – кобаны
Шлем к раннему доспеху конного лучника о-ёрой, V в.
Со временем у японцев стало так: одни воины охраняли императора в столице – это были эдзи («охранные мужи»), а другие воевали на границе – сакимори («охранители рубежей»). Воинов было принято называть буси – «боец, дружиннки». Свои отряды из вооруженных слуг начали набирать и владельцы крупных поместий. И вот их-то и стали называть самураи (от слова «сабурау» – «служить господину»).
Постепенно «армии» земельной аристократии стали настолько велики, что могли уже потягаться с императорскими войсками, и в стране наступила эпоха анархии. Она закончилась в 1192 году победой клана Минатомо Ёритомо, учредившего в стране первый сёгунат, то есть диктатуру самураев и ставшего первым её сёгуном.
Уже к Х веку сформировалась конструкция первого самурайского доспеха о-ёрой, только вот до нашего времени эти доспехи, увы, не дошли. Но зато дошли мечи XIII века, являвшиеся исключительно оружием всадника. Причем оружием вспомогательным. Главным оружием самурая тогда был большой 1,80–2 метра в длину лук ассиметричной формы, то есть удобный прежде всего именно для стрельбы с коня!
Меч всадника тати эпохи Камакура, XIII в.
Такой меч подвешивался к поясу на шнурах или цепочках. Рукоятка обтянута кожей акулы и украшена мелкими фигурками птиц. Данный меч имеет подвески, сплетенные из медной проволоки – хёго-кусари. Такие мечи носились лезвием клинка вниз, чем и отличались от более поздней катаны, которая подвесок не имела, и носили её лезвием вверх. Поскольку меч был очень длинным, им владели, удерживая его двумя руками.
Известны были и так называемые «полевые мечи» – но-дати, столь длинные, что сам самурай извлечь из ножен такой меч не мог, и ему должен был помогать его слуга или младший самурай, придерживая сзади ножны руками.
Гарда – цуба этого меча (в центре). По обе стороны от него детали крепления клинка к рукояти: слева направо – фути, сэппа, цуба, сэппа, фути
Доспех до-мару с наплечниками о-соде
Такие доспехи пришли на смену тяжелым и непрактичным доспехам о-ёрой. Они также делались из пластинок, покрытых знаменитым японским лаком, и связывались шелковыми либо кожаными шнурами. Но завязывались они на спине, а не на боку, как о-ёрой и более легкий до-мару. Такие доспехи носили самураи в XIV–XVI вв. в периоды Нанбокутё и Муромати.
А так этот доспех выглядел сзади
Его о-соде – наплечники
Латное ожерелье – нодова
Ещё один доспех харамаки-ёрой с большими наплечниками о-соде, относящийся к эпохе Нанбокутё (1336–1392)
Имеет оригинальное плетение шнурами в стиле цумадори-одоси («половина угла»). И эти доспехи так же, как о-ёрой и до-мару, собирались из железных пластинок со множеством отверстий, в которые просовывались прочные шелковые шнуры.
Его наплечник
Отметим, что не надо считать японские доспехи верхом совершенства. При всей своей красочности они такими не были. Так же, как и доспехи европейцев, надевать их можно было только лишь с помощью постороннего человека, то есть помогать самураю должна была жена или слуга. Далее, шнуровка в дождь, снег или туман намокала. От этого доспех становился намного тяжелее.
Но самое неприятное – если самурай в мокрых доспехах вдруг оказывался на морозе. Шнуры тогда намертво смерзались, и доспехи при попытке их снять попросту ломались. Но даже жарким летом следовало внимательно следить за тем, чтобы они не растягивались и периодически отдавать мастеру их переплетать и подтягивать шнуровку.
Типичный шлем эпох Нанбокутё и Муромати – судзи-кабуто. Характерной для этого времени была защита шеи – сикоро, наподобие зонтика. На судзи-кабуто головки заклепок, соединяющих его пластины, не видны!
Этот же шлем с надетыми на него «рогами» кувагата. Такие большие рога носили как раз в эпоху Нанбокутё, так что определить возраст доспеха или шлема «по рогам» достаточно просто! Хотя случалось их передавали от отца к сыну и далее…
Еще один доспех эпохи Нанбокутё…
И о-соде от этого доспеха
Доспех тосей-гусоку, принадлежавший Сакакибара Ясумаси. Такие доспехи появились у японцев после прибытия к ним европейцев и распространения огнестрельного оружия. И кираса, и шлем – европейского производства. Местного – «юбка» кусадзури, наруси – котэ, набедренники хайдатэ, поножи сунэатэ и маска сомэн
Шлем-кабассет. Европейский. Только японцы почему-то надевали их задом наперед! Хорошо видно его крепление из шнуров кабуто-но-о. Крепили их на маске за «гвоздики» отаёри-но-куги. Плетение выполнено синими шнурами – кон-одоси
С доспехами тосей-гусоку чаще носили меч катана и кинжал («малый меч») вакидзаси. Крепились на поясе лезвием клинка вверх, при помощи шнура сагэо, вставлявшегося в скобу на ножнах курикати. Носили их парой. Пара называлась дайсё – «большой и малый»
Набедренники тосей-гусоку – хайдатэ. Кольчуга (кусари), нашитая на тканую основу – иейи, с пластинками икада. Ткань шелковая, называлась донсу
Защитный рукав котэ: кольчуга с железными пластинками, нашитая на ткань, и латные рукавицы с наручами тэкко
А вот так они выглядят изнутри…
Поножи сунэатэ оборачивались шнурами снаружи
Маска мэмпо, XVII в.
Понятно, что это всего лишь ничтожная часть собрания музея. И далеко не все из его экспонатов нам удалось показать.
Но вполне возможно, что изучение самурайского военного снаряжения будет нами продолжено по экспозициям из других музеев мира, где тоже всевозможных японских артефактов совсем не мало! До встречи там, дорогие друзья!
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии