Сейчас любят иногда вспоминать о тех священнослужителях которые сотрудничали с вермахтом, считая , что это был геройский поступок. Подчиниться врагу, фактически пойти ему на службу ради великого дела - спасения церкви. Той самой кстати, которую те же либералы сейчас активно ругают и дискредитируют. О достоинствах и недостатках РПЦ рассуждать не будем, а речь пойдет немного о другом.
Факт остается фактом. Ряд священнослужителей православной церкви в самом деле пошли на сотрудничество с нацистами. Сейчас это пытаются преподносить как великий подвиг самопожертвования, когда якобы человек рискуя жизнью идет на малое зло, ради великого добра - восстановления церкви.Апофеозом всего этого стал фильм В.Хотиненко "Поп" про священника Псковской православной епархии, которая под пристальным надзором оккупационных немецких властей начала активно вести миссионерскую деятельность.
Кстати деятельность данной епархии была в том числе и такая:
В общем, периодически появляются попытки обелить и реабилитировать тех кто сотрудничал с фашистами, пытаясь оправдать это тем, что у священнослужителей не было иного способа бороться с большевиками-безбожниками и нести людям "слово Божие" как через вынужденное сотрудничество с оккупантами.
А правда ли это, возможны ли были другие варианты? Да, они возможны были и про них почему то молчат и не снимают фильмы, а зря. Итак:
Иеромонах Пимен (Извеков) - будущий патриарх, начал свой боевой путь заместителем командира роты и завершил его в звании майора.
Протоиерей Александр Смирнов, настоятель Скорбященской церкви (г.Клин), во время отступления наших войск, видя, как тяжело раненым дается путь, попросил оставить их в храме. Раненых оставили. Священник переодел всех в гражданское и организовал в подвале храма самый настоящий госпиталь. Когда пришли немцы, они осмотрели каждый уголок и уже порывались пойти в подвал, но священник преградил путь и сказал, что там лежат тифозные. Фашисты в ужасе ушли, а батюшка и прихожане продолжали на оккупированной территории прятать и лечить наших бойцов. Ни один из них не умер!
Священник Александр Вишняков. В оккупированном Киеве он открыто проповедует борьбу с фашизмом, выражает надежду на победу СССР. Памятуя, что он спас несколько семей от погромов, к нему начинают приходить евреи, чтобы креститься и тем самым спастись от расправы. Отец Александр крестит и выдает свидетельства на церковных бланках. И все же наступает день, когда немцы требуют, чтобы все евреи собрались на площади, захватив с собой теплые и ценные вещи...
К священнику прибегает один из окрещенных им, отец троих детей, и просит прийти на площадь и засвидетельствовать лично, что семья крещена. Отец Александр идет, разговаривает с фашистами на хорошем немецком и производит на них приятное впечатление. Они отпускают всю семью новокрещеного... «Черносотенный» же Отец Александр не может покинуть волнующуюся толпу людей, некоторые из которых плачут. Он остается с ними на всю ночь...
Наутро немцы его выгоняют, и он идет в храм и призывает паству встать на защиту Родины, верить в победу. Священника арестовывают, а дальше вы знаете... Горящий крест и яма Бабьего Яра.
Осенью 43-го, впервые за годы советской власти, 12 священнослужителям были вручены медали «За оборону Ленинграда». Более 50 священнослужителей получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». По Молотовской (Пермской) области наградили медалями 15 священников, два получили личную благодарность Сталина.
Священник Федор Пузанов
(1888-1965)
Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.
Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.
«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».
С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.
Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)
(1921-2005)
Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.
В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.
С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
(1919 г. р.)
Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.
Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.
Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался.
После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.
И многие, многие другие. Так что выбор всегда есть, главное чтоб он был правильный, а малодушие и предательство не оправдывалось обстоятельствами.
Свежие комментарии