На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 118 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ Надежда Белугина-Подюжская Метро с названьем громким «Парк Победы» Приветствует желающих узнать, Чт...Немецкая пресса в...
  • Михаил Васильев
    Постеснялись назвать тех кто пришёл?Военные атташе на...
  • Надежда Белугина
    НА "ПОКЛОННОЙ ГОРЕ" Надежда Белугина-Подюжская Метро с названьем громким «Парк Победы» Приветствует желающих узнать, ...Трофейный «Леопар...

Золотой лев в руках ФСБ

Золотой лев в руках ФСБ

Крымская археология, вернувшись в состав России, не только не проиграла, но и многократно выиграла

Всем известна трагическая история "скифского золота" - выставки сокровищ крымских музеев, задержанной в Голландии из-за внезапной перемены правового статуса Крыма и затем переданной голландским судом украинскому режиму, на том сомнительном основании, что он сам себя объявил собственником всех музейных предметов на территории Украины в границах 1991 года.

В коллекциях крымских музеев зияют теперь огромные бреши. Скорбные сдержанные таблички "Экспонат на выставке в Амстердаме" встречаются то тут, то там по ходу осмотра музеев.

Называть утраченную коллекцию "Скифским золотом" не совсем верно. Скифских предметов в ней почти не было. Основное внимание уделялось эпохе Великого переселения народов – сарматам, аланам, готам. Направили крымские музеи на выставку в Европу и некоторые античные экспонаты. Например, статую змееногой богини из Керчи (Восточно-Крымский музей-заповедник пострадал, пожалуй, больше всех). Их задержание особенно обидно.

После решения голландского суда (впрочем, еще не окончательного) дети майдана устроили радостную пляску, насмехаясь над крымчанами: Вот, мол, ваша Россия. И получили достойный ответ. В Национальном музее Тавриды в Симферополе открылась выставка "ФСБ против Черной археологии", где представлено свыше двухсот экспонатов, перехваченных пограничниками у контрабандистов. Эти экспонаты навсегда войдут в фонд музея и не только покроют, но и многократно перекроют убытки, которые он понес в результате украински-голландского захвата.

Черная археология за украинский период превратилась в настоящий бич Крыма. Археология официальная буксовала на месте – кому интересно, что нищие археологи накопают и передадут бесплатно в музеи. Другое дело, когда вырытое золото и ценные произведения искусства (а обычные находки, важные для исторической науки, черных копателей не интересуют и они непоправимо разрушают археологические комплексы) можно втридорого продать украинским олигархам, падким на собирание редкостей и щедро оплачивающих археологический разбой. Такой канал, ведший, несмотря на возвращение Крыма в Россию, к одному из украинских олигархов, и сумели накрыть наши спецслужбы.

Большая часть находок, изъятых у грабителей, несомненно происходит с территории Крыма (к сожалению, из-за разбойничьего происхождения экспертам годами придется разбираться откуда именно и уточнять характеристики находок), но и есть и более дальние гости. "Коллекционер" явно не побрезговал закупать награбленные древности у игиловских бандитов – есть вещи по которым очевидно их шумерское, древнеегипетское, византийское происхождение. Ритуальные чаши с клинописью, статуэтки античных божеств, потрясающий воображение вырезанный по кости ангел ранневизантийской эпохи – похожие экспонаты мне доводилось до сих пор видеть только в Париже и Вене.

Директор Национального музея Тавриды А.В. Мальгин указал мне и на забавную подробность, связанную с массивной золотой шейной гривной со львами, ставшей символом этой выставки. Два золотых льва тонкой боспорской работы, несомненно, подлинны. А вот массивная золотая гривна на которую они насажены – фальшивая. Очевидно, найдя львов, копатели решили продать их заказчику подороже – как цельную вещь, а потому изготовили для львов золотой обруч. Но ошиблись в технологии – не было в античности столько золота, чтобы делать обруч цельнолитым, внутрь вставлялся стержень из обыкновенного металла и оборачивался золотой фольгой (вообще большая часть античных "золотых" вещей – это именно вещи обтянутые тонкой золотой фольгой или собранные из тонкой же золотой проволоки). Такая получилась подделка в стиле "дорогобогато". Но главное что теперь сами львы вернулись в родную гавань.

На выставке еще немало удивительного. Вот – античные глиняные поилки для младенцев. Вот изогнутые скребки, которыми античные атлеты соскребали с себя песок (гимнастические упражнения совершали обмазавшись оливковым маслом, на который налипал песок). Вот огромная, попросту завораживающая коллекция римского стекла. Мы даже представить себе не можем насколько развитой была античная стеклянная индустрия. В один момент таврическая коллекция вошла в число лучших в мире.

Значит ли это, что можно расслабиться и перестать бороться за экспонаты выставки, на которые хочет наложить лапу Киев? Конечно же нет! Не говоря уж о принципах справедливости – из коллекции Восточно-Крымского заповедника вырваны уникальные предметы, пропажу которых компенсировать попросту невозможно – та же змееногая богиня или золотой погребальный убор знатной сарматки. Разумеется всё это, рано или поздно, надо вернуть.

Но показателен сам факт: вернувшись в состав России, мощной и контролирующей свои границы державы, крымская археология не только не проиграла, но и многократно выиграла.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх