На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • ALEKSANDR ROGOV
    Пи-ры  малолетки, персональная порка в прямом эфире! А родителей штрафануть до гола!В Туве школьница ...
  • виктор комягин
    почему могут возбудить....надо возбудить и посадить....а сыкуху так ремнем отходит по пятой точке, чтобы месят не мог...В Туве школьница ...
  • Мария
    Заслужили! Поделом!"Террористов в ка...

Бойтесь вашингтонцев, дары приносящих

Бойтесь вашингтонцев, дары приносящих
Фото: knyazev vasily / Shutterstock.com

Американская газета The Washington Post назвала Северный морской путь «новым Суэцким каналом» для России‍. Трезвых голосов, заявивших, что это не так, оказалось довольно мало

Северный морской путь (СМП) – не канал. Это условная линия на карте. И администрация, за которую идёт тихая грызня между Росатомом и министерством транспорта. Ещё это маршрут по сложным северным водам со сложной ледовой обстановкой, которая не отличается стабильностью.

Собственно, всё.

В чём привлекательность Севморпути?

Обычно те, кто описывает преимущества Северного морского пути, упирают на то, что для перевозок из Азии в Европу этот путь значительно короче, нежели через Индийский океан и Суэц. Тот же американский автор подсчитал: первый маршрут займёт 23 дня, а второй – 34.

Цифры можно оставить на совести автора. Точнее, авторов, ибо эти оценки отчего-то весьма вольно гуляют от публикации к публикации. Но чисто географически – да, северный путь представляется короче. Вот только смотря откуда куда везти.

Севморпуть

Схема Севморпути. Фото: piscari / Shutterstock.com

Скажем, из Шанхая в Мурманск – разница будет в 5,5 тысячи миль. Почти вполовину меньше, нежели через Суэц. А вот если что-то надо отвезти в крупнейший порт Европы Роттердам – то разница становится всего в 2,5 тысячи миль, то есть всего в 23%.

Что у нас ещё на Дальнем Востоке? Иокогама? Тут получше будет: 56% и 34%. Потому что она севернее Шанхая. Что ещё? Корейский Пусан? Нечто среднее, тот же примерно порядок цифр. И всему, что южнее, путь по СМП уже совершенно не нужен: от Сингапура до Роттердама через Арктику длиннее, нежели через Суэц.

Таким образом, СМП становится относительно выгоден примерно от нашего же Владивостока. Для китайцев и японцев это так, вариант-экзотика. В конце концов, разница в четверть длины не так уж и велика, чтобы ради неё обменять устроенный и освоенный маршрут по тёплым морям на дорогу через льды и мелководье Севера, которая к тому открывается для нормального судоходства на три месяца в году. Несмотря ни на какое потепление.

То-то китайцы уже устраивали экспедицию через наши северные моря, и им это не понравилось.

севмор

Ледокол "Капитан Хлебников". Фото: Gasich Tatiana / Shutterstock.com

Так что давайте будем честными: Северный морской путь – это есть и останется внутренним путём России, на котором выгоды ещё долго будут не в транзите, особенно иностранном, а связанным с любой дорогой освоением прилегающей территории. Для всех остальных игра не стоит свеч.

Пираты и портовые сборы

Ещё два достоинства СМП назвал американец: там нет пиратов и нет очереди из кораблей.

Относительно пиратов – это он ещё с ценами на ледовую проводку не сталкивался. А там о десятках миллионов рублей речь идёт. Скажем, за тоннаж в 50 тыс. тонн при проходе 7 зон администрация Севморпути потребует почти 45 млн рублей. И, в принципе, ни в чём виновата не будет: тарифы и правила их применения установлены Федеральной службой по тарифам России. Но и ФСТ не виновата: необходимо окупить стоимость ледоколов. А это – например, за свеженький атомный ледокол универсального типа «Арктика» - более 37 млрд рублей.

В общем, дорогое это удовольствие – ходить по Арктике за ледоколами ФГУП «Атомфлот». И кто это может себе позволить? Верно – тот, кто везёт высоколиквидный груз в больших количествах. Что это на данный момент? – Да, сжиженный газ, нефть и что-нибудь из очень дорогих редкоземельных металлов Норильска. Но для России эти товары – экспортные, а не транзитные. Следовательно, опять получается, что наиболее выгодна эксплуатация Северного морского пути отечественным же бизнесам, связанным с добычей полезных ископаемых.

севмор

Атомный ледокол "50 лет Октября". Фото: www.globallookpress.com

Справедливости ради нужно сказать, что влиятельные северные начальники – скажем, из администрации СМП или из «Атомфлота» регулярно высказываются в том смысле, что нужно тарифы за проводу держать на уровне не выше стоимости прохода по Суэцкому каналу. То есть 4,5 – 5 долларов за тонну. Тогда, мол, можно будет реально конкурировать. Но вот не будет ли эта конкуренция себе в убыток, никто с уверенностью сказать не может. Вести транзитный корабль по льдам – это немножко не те же затраты, нежели пропустить его через канал, лёжа под пальмой.

Очереди и политика

Что касается отсутствия очередей, то это явление тоже не вечное. Зависит только от того, сколько судов хотят пройти по СМП, сколько ледоколов готовы будут их проводить, а также какова ледовая обстановка.

Просто мало кто из непрофессионалов задумывается о том, что при всей ширине Северного Ледовитого океана на деле пути через него очень узкие. По крайней мере, до тех пор, покамест океан вовсе не очистится от льда (что не факт, несмотря на глобальное потепление), морские проводки будут зажаты между льдами и сложным мелководным рельефом дна в прибрежных водах. Отчего американцы нет-нет да и запускают фальшфейер о том, что надо, мол, СМП у русских отнять и сделать международным? Да оттого, что Севморпуть практически безальтернативен, и его не проведёшь вне территориальных вод России. А эти воды – глубины 5 – 10 метров в портах, острова, банки, мели. Без лоцмана не пройдёшь. А услуги лоцмана – под 43 тысячи рублей в сутки…

Так что если по СМП пойдёт серьёзный трафик, то и до очередей дело дойдёт.

Наконец, самое главное – лёд. Проблема в том, что он движется. В своё время легендарный «Челюскин» практически прошёл Северный морской путь за одну навигацию. Но уже в Чукотском проливе, всего за 7 миль до чистой воды льды его утащили обратно на север, где в конце концов и раздавили. Потому потепление потеплением, а необходимость выбирать извилистый путь между льдами разной толщины, полями торосов и прочими сюрпризами погоды и течений ещё долго будет осложнять жизнь морякам.

севмор

Фото: Koptyaev Igor / Shutterstock.com

Нет, это не значит, что Севморпуть совсем бесперспективен в качестве длинного северного «Суэцкого канала». Корабли по нему идут, всё новые компании тестируют, как это будет для них выглядеть и чего стоить. Например, сегодня известная, даже крупнейшая в мире судоходная компания Maersk тащит в Санкт-Петербург 185 контейнеров с замороженной рыбой. Но, во-первых, это именно тест. А во-вторых, он подтверждает всё, высказанное выше. Груз идёт из порта Восточный в Приморье – то есть из того, ещё выгодного региона Владивосток – Находка. Во-вторых, хотя маршрут вышел действительно короче на 9 тыс. км, по времени в пути – 35 суток – всё сравнимо с южным маршрутом. Наконец, для доставки груза используется судно Venta Maersk — контейнеровоз ледового класса Arc4 водоизмещением 42 000 тонн. Его проводка будет стоить меньше 19 млн рублей.

севмор

Фото: www.globallookpress.com

Вот и посмотрят датчане, обо что им станет рыбка, доставленная в Питер из Владика. Или сколько за неё заплатят питерцы… Впрочем, они уже говорят, что не рассматривают «Северный морской путь как коммерческую альтернативу нашей существующей сети, которая определяется спросом наших клиентов, моделями торговли и населёнными пунктами».

Говорят, что за прошлый год через Суэцкий канал перевезено грузов в 1 миллиард тонн. А всех перевозок по СМП было примерно 10 миллионов тонн. Это хорошо, ибо больше, нежели в 2016 году. Но, на минуточку, в сто раз меньше Суэца!

При том специалисты указывают, что транзитный грузопоток вообще составил всего 194,4 тысячи тонн.

В общем, что можно сказать? Поменьше слюней от информационных подарков американских данайцев. Не факт, что эта публикация не была отдельно частью пропагандистской кампании, нацеленной на вывод Северного морского пути из российской юрисдикции. Так что долой восторги. Пусть родной Севморпуть и дальше работает на удовлетворение наших собственных транспортных нужд. Только именно – работает. А не дёргается постоянно в конфликтах интересов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх