На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 108 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Гребнев
    Один хороший враг стоит десяти друзей и нашим и вашим опасно иметь таких друзейС Эрдоганом пора ...
  • Ольга Кожемякина
    Наиль я согласна с Вами, но не на сто! Нельзя вычеркивать из учебников предателей ельциных, горбачевых и прочих : мол...20 лет без Ленина...
  • mike
    Как точно про наше время, «Ве́чный зов» —роман советского писателя А. С. Иванова, создавался в 1963 – 1969 годах. Сло...20 лет без Ленина...

Про лётную работу


Иногда мне задают вопросы про романтику летной работы, любовь к небу, чувство полета, про «обнимая небо крепкими руками...» и всякую похожую ерунду. И даже недавно спросили, не тянет ли меня в небо?

В небо меня не тянет, так же, как и шахтера не тянет в шахту. Ведь полеты – это обычная работа, и ничего более.

Немного расскажу вам о летной работе.

Чего не купить


Начну, пожалуй, с момента поступления в летное училище.

В настоящее время нет места никакой романтике, поступление в летное училище – серьезный бизнес. Именно так. Я сам записывал в списки тех абитуриентов, которых надо принять в летное училище. А большой начальник этот список вернул и сказал оформить так, чтобы он понимал, что можно получить за поступление каждого кандидата и кто за ним стоит.

Что нельзя купить при поступлении в летное училище?

Летное здоровье.

Его даже нельзя «развить», летное здоровье можно только получить в наследство от мамы с папой. У офицеров летного училища есть негласное правило – не помогать абитуриентам при проблемах со здоровьем.

Почему такой серьезный подход к здоровью?

Летная работа предполагает воздействие на организм различных факторов, с которыми в обычной жизни человек не сталкивается. Ну и обучение летчика настолько дорогое дело, что хотелось бы, чтобы летчик пролетал как можно дольше, а для этого необходим запас по здоровью.

В общем, романтики в летное училище поступают очень редко, практически случайно.

Почему у продвинутых ребят считается удачным – стать военным летчиком?

Тут все просто: достаточно посмотреть, сколько получает командир «Боинга» в «Аэрофлоте».

Многие курсанты не собираются связывать свою судьбу с армией навсегда. Задача минимум – бесплатно научиться летному делу, попутно отслужить в армии, приобрести квартиру по программе «Военная ипотека», по возможности бесплатно выучить английский язык до необходимого уровня, заработать военную пенсию. В 35 лет можно завязывать с армией и начинать движение в гражданскую авиацию.

Окажу помощь кафедре


Как учатся курсанты?

Многие хорошо и удовлетворительно, а некоторые – никак…

«Приедет отец, разберется», «Окажу помощь кафедре…» – это возможные варианты, о которых я лично слышал.

Летают курсанты с удовольствием, дело это интересное, все мальчишки любят играть с железяками и машинками, а уж летать – тем более.

Как происходит распределение курсантов по профилям – истребители, штурмовики, транспортеры, дальники?

Сначала сами курсанты пишут рапорта, затем инструкторы высказывают свое мнение, потом начальники учитывают мнение именитых родителей и просителей, и уж тогда оформляют распределение.

Немного «романтизьму» для полноты картины.

Вот что я читал в рапорте одного курсанта:

«Прошу направить меня на факультет военно-транспортной авиации, так как в этой авиации есть возможность дополнительного заработка».

Неофициальное название курсантов, отобранных для обучения на профиле военно-транспортной авиации – «золотая рота».

Еще один сложный этап – распределение по полкам при окончании учебы в училище. Золотое время для кадровиков. Огромный конкурс «волосатых рук», «звезд на погонах» – и сами знаете, что купить у нас можно все.

Конечно, в чем-то я перебарщиваю и даже где-то все рисую в мрачных тонах, но то, что я изложил, меня очень сильно волнует и раздражает.

Все, о чем я тут написал – мое личное мнение, не основанное ни на каких фактах. Считаю, что я, как «художник», имею право на художественный вымысел. Ну, вы меня понимаете…

Правак


Ну ладно, хватит об училище, расскажу, как молодой летчик начинает свою летную работу. Именно работу, так как все, чем он занимался прежде, было учебой.

И теперь летчик будет учиться, но в процессе летной работы, и ему за это будут выдавать неплохое денежное довольствие. Чтобы случайно никого не «очернить» и ни на кого не наговаривать, рассказывать буду на примере исчезнувшей «авиации» – морской ракетоносной, летавшей на самолетах Ту-16 и Ту-22м2(3). Ничего не буду выдумывать, все из личных наблюдений.

Из училища летчик приходит на первичную должность помощника командира корабля, а так как его рабочее место в кабине самолета находится справа, то и называют эту должность коротко – «правак».

Вместе с праваком в самолете (корабле) летают – командир, штурман, второй штурман (штурман-оператор). На Ту-16 еще летали воздушный стрелок-радист (ВСР) и командир огневых установок (КОУ). Оба – прапорщики.

Правак должен быстренько сдать зачеты на допуск к полетам и приступить к полетам в составе штатного экипажа. Самые трудные зачеты принимают инженеры: по устройству самолета, остальные – летчики и штурманы, эти принимают авансом: прекрасно понимая, что у лейтенанта знаний быть не может, у него есть только минимальные умения в пилотировании учебного самолета L-39.

Сдав все зачеты (обычно их за лейтенанта «сдает» его командир), правак начинает летать.

Ну, это я сильно сказал.

Сначала правак учится сидеть в кабине, дышать кислородом, выполнять простейшие действия по уборке-выпуску шасси, закрылков, фар, герметизации кабины и не мешать экипажу выполнять полетные задания.

После этого правака учат контролировать работоспособность систем самолета и следить за режимом полета. Ну, молодой летчик должен изучить все приборы вокруг себя: что они показывают, когда на какой смотреть и что там можно увидеть и понять.

Вот когда правак научится делать все, что я описал выше, ему доверяют пилотировать самолет.

Сначала простейшие действия – выдерживать горизонтальный полет, держать заданный курс, выполнять развороты, набор и снижение.

И не думайте, что я утрирую, рассказывая об этих якобы незначительных действиях правака в полете.

Вот пример из моей жизни – когда у нас в экипаже вдруг выключились оба двигателя, и мы начали падать, а потом запустили движки и перестали падать, праваком летел молодой лейтенант.

Его спросили большие начальники:

– Почему ты не заметил выключение обоих двигателей по падению оборотов?

Ответ правака прямо говорит о том, что молодой летчик еще не умеет все делать в комплексе:

– Мне сказали выдерживать курс, я его и выдерживал, ничего больше не видел.

Так что только когда правак обучится делать все комплексно – работать с арматурой кабины, пилотировать самолет, контролировать работоспособность систем и выдерживать заданный режим полета, его начинают учить взлету и посадке самолета со своего рабочего места.

Это сложные умения, и обучение происходит под руководством летчика-инструктора, постепенно, не спеша. Сначала учат выруливать, занимать место для взлета на полосе, потом взлету.

С посадкой все намного сложнее – сначала заход на посадку, выдерживание режима снижения на посадочном курсе, и уж потом – непосредственно посадка.

Сначала обучают всему этому днем, потом – ночью.

Когда правак научится всему тому, что я перечислил, и еще многим разным важным делам, таким, например, как оформление полетной документации или быстрая доставка экипажу водки, он начинает летать в свое удовольствие, постепенно изучая самолет все глубже и ширше, задает вопросы, изучает ответы, самосовершенствуется, и матереет.

Все это продолжается два или три года, после чего правак начинает примерять себя к должности командира корабля.

Продолжение следует...
Автор:
Михаил Без (Bez 310)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх