На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 123 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Догадин
    Статья больше похожа на фельетонИ за учИтелей сво...
  • Ирина Чещина
    Вот почему я Вознесенскую вспомнила. Кто читал "Путешествие Кассандры...", тот поймет. Кто не читал - рекомендую. Мы ...Конгресс США Новы...
  • Ирина Чещина
    Нет у них законов - ни человеческих, ни Божьих.Живут по "своим правилам". Правильно Президент сказалКонгресс США Новы...

«Город хотя и просвещен, но мало освещен»

- Фонарщик, стой!

- Стою, Вашбродь!

- Отлей-ка масла чуток.

- Так вы же вчера бутыль гарного масла уже взяли!?

- Так сколько нас в участке человек работает. Масло у тебя хорошее, каша с ним очень даже вкусная. Отливай, не жмись. А то, кто за тебя заступится вон на том темном перекрестке.

Скажите, мои читатели, а вы когда-нибудь пробовали кашу с гарным маслом? И что это вообще такое за масло знаете/помните?! В наш век, скажу я вам - это совсем недешевый продукт. Пока писал эту статью, заглянул в «Яндекс.Маркет», оказалось, что бутылочка такого масла объемом 250 мл стоит от 400 до 800 рублей, в зависимости от наглости продавцов. Потому что гарным маслом в XIX веке называли растительное конопляное масло. В те времена оно стоило копейки, потому что коноплю эту выращивали во многих крестьянских хозяйствах, И кашу, как мы сейчас сдабриваем, например, оливковым маслом, тогда сдабривали и конопляным маслом тоже.

А еще это масло использовали в осветительных фонарях. Такое масло называли гарным. И вроде оно хоть и считалось техническим, но вполне годилось в еду, особенно, если на халяву. И фонарщики и лица, имевшие на них влияние, использовали это масло не только для освещения улиц, но и для употребления вовнутрь. Ну а улицы освещали тем, что осталось.

Вот и получалось в итоге, как в ежегоднике Владимирского губстаткомитета в 1880 году:

«… Город хотя и просвещен, но мало освещен. Владимирские фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы больше оттенять окружающую тьму. Еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Притом окраины, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на недоброго человека, почти лишены освещения…»

Добрый город Владимир, хоть и находится недалеко от Москвы, и являлся в те времена губернским центром, был в 1880 году глубокой провинцией, из которой активные граждане уезжали кто в Москву, кто в столицу, кто в Нижний Новгород. Собственно, и Москва в те времена была всего лишь главным городом российской провинции, да местом, где короновались императоры из дома Романовых. Но в Москве к тому моменту освещение все-таки уже переделали на керосин, а вот в провинции не всегда и не везде. Отсюда и такие проблемы. Керосин светил все-таки поярче.

Вообще уличное освещение в Москве начали устраивать со времен Анны Иоанновны, когда начали ставить масляные фонари. Конструкция их оставалась почти неизменной до середины XIX века, когда просто напросто появились фонари другого типа. Светили они не то, чтобы хорошо, больше коптили. Ну а кроме того для обслуживания обязательно требовался фонарщик и расходы на освещение были велики. Не только потому что масло воровали. Городское освещение вообще во все времена было бездонной бочкой, в которой также как и в дорожном строительстве исчезали и исчезают любые деньги, сколько не выдели.

Чтобы сэкономить на освещении в Москве, к примеру, в XIX веке осветительный сезон продолжался с 1 сентября по 1 мая. Считалось, что летом фонари не нужны и без них светло. Кроме того, 12 ночей в месяц фонари тоже не зажигали. Почему? Потому что в эти дни – полнолуние или близкие к нему фазы Луны. А значит, и без фонарей светло. Если вдруг шел дождь или небо просто заволокло тучами, в полнолуние фонари все равно не зажигали. Потому что, как правильно заметил кот Матроскин в советском мультфильме о Простоквашино: «В такую погоду люди дома сидят, телевизор смотрят». Телевизоров тогда, конечно, не было, но, по мнению городских властей, ходить по улицам в плохую погоду ночью совершенно незачем, а значит и освещать улицы – не надо. Драматург Островский отлично высказался на эту тему:

«… на улице было грязно и темно, хоть глаз выколи. По расчетам полиции должен был светить месяц, потому и не зажигали фонарей. А почему месяца не оказалось, неизвестно…»

Кстати, чтобы масло не использовали не по назначению, например, на кашу, со временем в масло стали добавлять скипидар. Убрали часть прибыли у фонарщика. А ведь работа у него была не сахар. Ведь как они работали?!

Вечером с полицейской каланчи давали сигнал – вывешивали красный фонарь. Появился фонарь на каланче, значит пришло время зажигать освещение. И фонарщик отправлялся в путь. Всего на его участке находилось около 150 фонарей, а длина участка – примерно 6 верст. К каждому фонарю следовало приставить лестницу, забраться, открыть дверцу фонаря, все почистить, заправить его маслом, зажечь фитиль, закрыть, слезть. Повторить 150 раз. Как раз к тому моменту, когда фонарщик зажигал последний фонарь, приходило время их гасить. И он отправлялся в обратный путь, только уже гася фонари.

Поэтому, когда появилось газовое освещение, стало, конечно попроще. А уж с электрическим тем более. Да и света от них стало больше. Но о том, как российские улицы в провинции стали освещать не гарным маслом, а более современными способами – в другой раз. Оставайтесь, как говорится, с нами!


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх