На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 148 подписчиков

Свежие комментарии

  • ЛЮДМИЛА ОШЕВАГРИГОРОВИЧ
    "Обкуренный"не только зеленский!У нас область больше чем 2 прибалт.республики...Продажность-их национальность!Своими ...Президент Эстонии...
  • Вовладар Даров
    Было бы что извлекать!WhatsApp извлекае...

ПАРЛАМЕНТЁР....... ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН КАЛИНИНГРАДА



Яновский Пётр Григорьевич - родился 22 сентября 1917 года в селе Матвеевка Николаевской области Украинской ССР. Украинец. Службу в Красной Армии начал с 1935 года. Участник советско-финской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Окончил Одесское пехотное училище, Военную Академию им.

М.В.Фрунзе и Академию Генерального Штаба.

В период штурма Кёнигсберга был начальником штаба 11-й гв. стрелковой дивизии 11 гв. Армии. В звании подполковника возглавлял группу парламентёров направленную к коменданту Кёнигсберга генералу Ляшу с ультиматумом о сдаче города. В 21 час 9 апреля 1945 года он, в сопровождении офицеров: капитанов А.Е.Федорко и В.М.Шпитальника, прибыл на командный пункт генерала Ляша и заставил его отдать своим войскам письменный приказ о капитуляции, а затем, захватив с собой в качестве пленных всё командование окружённых, Яновский возвратился в расположение своих войск. В ночь на 10 апреля появились первые колонны капитулировавших фашистов. За образцовое выполнение задания командования, смелость и выдержку он был награждён орденом ""Красного Знамени".

П.Г.Яновский до начала 50-х годов продолжал службу в 11-й гв. Армии и жил в Калининграде. Потом поступил в военную Академию им.М.В.Фрунзе, после окончания которой занимался преподавательской деятельностью, защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом военных наук, доцентом. Последнее его воинское звание - генерал-майор.
Умер в 2005г.

Награждён 4 орденами "Красного Знамени", орденами "Отечественной войны" 2-х степеней, тремя орденами "Красной Звезды" и многими медалями. В течение всех послевоенных лет он вёл большую военно-патриотическую работу, часто выступал в средствах массовой информации, был автором многих газетных и журнальных статей. Часто приезжал в Калининград-город своей боевой юности.

Его именем 1 августа 1946 года названа улица в Калининграде (ул.Яновская).Жена - Анна Сергеевна, фронтовичка. Есть правнучка и внук.

Литература:
Яновский П.Г. Капитуляция немецко-фашистских войск в Кёнигсберге. Сборник «Штурм Кёнигсберга» Составители К.Н.Медведев, А.И.Петрикин. 4-е издание. Калининград. Кн.изд-во 1985. с.265-267
Яновский П.Г. Капитуляция Кёнигсберга. Воин России. №5. 1996. с.4 -10.
Яновский П.Г. Последнюю точку штурма поставили парламентеры. Международная жизнь №6. 1995.
Яновский П.Г Страж Балтики от 13.10. 1998.
==================================

Вот как об этом вспоминал Яновский Пётр Григорьевич:
«…В 17 часов 30 минут 9 апреля на участке 27-го гвардейского стрелкового полка нашей дивизии перешёл линию фронта командующий артиллерии группы «Микош» полковник Г.Гефкер с просьбой от коменданта Кёнигсберга генерала от инфантерии Отто фон Ляша о высылке к нему парламентариев от советского командования для переговоров о прекращении военных действий. Гефкер был немедленно доставлен в штаб дивизии, о чём было доложено командующему 11-й гвардейской армии генералу Галицкому. По указанию маршала А.М.Василевского эта задача была возложена на меня. Мне было приказано совместно с офицерами капитаном А.Е.Федорко и капитаном В.М. Шпитальником пойти в штаб Ляша, чтобы передать требование советского командования о безоговорочной капитуляции немецких войск в Кёнигсберге, а также разрешить практические вопросы, связанные с капитуляцией, и взять в плен генерала Ляша и его штаб.
В 19.00 мы отправились в путь в сопровождении немецкого переводчика. К линии фронта подошли, когда уже совсем стемнело. Но поскольку оказалось, что переводчик не знал дальнейшей дороги в немецкий штаб, то нам пришлось потратить 20-30 минут у линии фронта, чтобы найти офицера, знавшего место расположения Ляша. Таким оказался подполковник Кервин. Он-то и сопровождал нас в штаб Ляша.
Мы долго шли по улицам и переулкам пылающего города. По дороге попадались навстречу вооруженные патрули. Трижды они пытались применить к нам оружие, но вмешивался Кервин, эти эпизоды заканчивались благополучно, и мы продолжали путь дальше.
Обстановка в городе была сложной. Офицерский и генеральский состав, особенно эсэсовцы и партийные функционеры, настаивали на ведении боя до последнего солдата, в то же время многие солдаты насытились войной и готовы были прекратить сопротивление. Подтверждением этому может служить такой эпизод. Когда мы уже подходили к площади Фридриха-Вильгельма, произошла любопытная история. К нашей группе привязались два немецких солдата из фольксштурма. Один – старик, другой совсем мальчишка. Узнав, что мы русские парламентеры, они заявили, что тоже пойдут к Ляшу. Мы ответили, что идти с нами вооруженным солдатам нельзя. Тогда старик со злобой бросил свою винтовку на уличный завал. Большого труда стоило немецкому офицеру Кервину заставить фолькштурмовцев взять винтовку и уйти в свое подразделение. Ясно было, что моральный дух немецких войск быстро падал. Этому способствовала тяжёлая боевая обстановка. У немецких войск были большие потери, не хватало боеприпасов, нарушена связь и управление, отсутствовали возможности для манёвра частями и соединениями в кольце окружения. К тому же ни на минуту не прекращались удары нашей артиллерии и авиации. Улицы города были заминированы и загромождены множеством мощных баррикад, разбитой и сожжённой военной техникой. Повсюду валялись трупы людей, лошадей.

Наконец, с большим трудом мы добрались до штаба Ляша, находившегося в подземном глубоком железобетонном бункере из 22-х комнат. По прибытии вручили текст ультиматума Маршала Советского союза Василевского, руководившего штурмом Кёнигсберга, сначала начальнику штаба полковнику фон Зускинду, а затем и самому Ляшу, который примерно в 21.00 дал согласие на прекращение сопротивления.
Для того, чтобы капитуляция немцев прошла организованно, по нашему требованию Ляш, нехотя, отдал войскам письменный приказ который был в ту же ночь разослан нарочными войскам крепости. Для контроля за рассылкой приказа, был оставлен офицер-начальник оперативного отдела немецкого штаба.



Во время наших переговоров в комнату Ляша вошёл его адъютант и доложил, что наверху, к входу в бункер, пришли нацисты и заявили, что они расстреляют Ляша и парламентёров. По нашему требованию Ляш приказал никого в бункер не впускать и усилить его охрану.
Примерно в 23.00 – 24.00 мы взяли с собой в качестве военнопленных: коменданта крепости и начальника гарнизона войск, оборонявшихся в Кёнигсберге, генерала от инфантерии Отто фон Ляша, начальника его штаба полковника генерального штаба фон Зускинда, и других руководящих членов штаба. В первом часу ночи 10 апреля возвратились опять через 27-й гвардейский стрелковый полк в штаб нашей 11-й гвардейской стрелковой дивизии.

Разведгруппа из состава 9-й разведроты штаба дивизии, в количестве шести вооруженных разведчиков, во главе с начальником разведки майором А.Я. Кругловым, посланная командиром дивизии для выяснения обстановки и розыска моей группы, поскольку мы задерживались по времени и о нас командование не имело никаких данных, прибыла в бункер часа через два после нас, когда мы уже были на обратном пути в наш штаб с пленными Ляшем и Зускиндом. Майор Круглов взял в плен генерал-лейтенанта Микоша и ещё нескольких офицеров, подошедших к бункеру уже после нашего ухода. Группа Круглова возвратилась с пленными в штаб дивизии перед рассветом 10 апреля. К сожалению, один разведчик из этой группы – сержант А.С. Климов – был в бункере ранен.

В течение ночи с 9 на 10 апреля и особенно днём 10 апреля через расположение наших войск проходили бесконечные колонны пленных немецких солдат и офицеров. Всего во время боев за Кёнигсберг нашими войсками взято в плен свыше 90 000 солдат и офицеров. Было захвачено у врага 2020 орудий, 1652 миномета, 4673 пулемета, 90 танков, 119 бронетранспортёров, сотни тысяч винтовок и много других военных трофеев…»

Источник -

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх