
Военный эксперт заявил, что частичная мобилизация - это был шаг, без которого нельзя было обойтись на тот момент. Если бы Москва экстренно не призвала на фронт 300 тыс. человек, то действующим подразделениям пришлось бы тяжко: "Кровищи было бы - кошмар".
Россия была вынуждена провести частичную мобилизацию осенью 2022 года, это был неизбежный шаг. Такое мнение в разговоре с Царьградом высказал военный эксперт, офицер запаса и ветеран боевых действий Олег Шаландин.
Он отметил, что в тот момент уже стало понятно: ограниченная спецоперация трансформируется в полноценную войну, а Россия вместе с ДНР и ЛНР получила ещё два региона - Херсонскую и Запорожскую области. Соответственно, чтобы их защитить, нужно было привлечь дополнительные силы.
Начиная СВО, мы не ожидали, что нам бонусом свалятся такие большие территории, как Запорожье и Херсонщина. Чтобы их защищать, нам потребовались дополнительные мобилизационные кадры. Иначе мы бы их не удержали. Мы не смогли бы обеспечить там нормальное голосование [на референдуме по вхождению в состав России], и ВСУ бы просто отбили эти регионы обратно. У нас там кровищи было бы - кошмар,
- рассуждает собеседник Царьграда.

Он также прокомментировал сообщение о том, что президент России Владимир Путин включил в перечень сведений, относящихся к гостайне, информацию о мобилизационной подготовке и проведении мобилизации.
Некоторые эксперты увидели в этом признаки подготовки ко второй волне частичной или полной мобилизации, однако Шаландин полагает, что речь идёт просто об упорядочении делопроизводства по всей вертикали управления.
Офицер запаса говорит, что у России нет необходимости в проведении мобилизационных мероприятий. Каждый день в армию записываются более тысячи добровольцев, которые полностью закрывают потребности фронта. Кроме того, Путин ранее открыто заявил о том, что новой мобилизации в стране не будет. Как раз по той самой причине - солдат хватает для того, чтобы эффективно осуществлять военные действия.

В настоящее время Россия тоже получает под контроль новые территории, но теперь продвижение происходит не резко, а шаг за шагом. И постепенный рост числа добровольцев позволяет закрывать все потребности в людях.
Тем не менее медиасеть беглого олигарха Михаил Ходорковского* продолжает сообщать о том, что власти России всё ещё обсуждают идею проведения новой мобилизации. Якобы без неё невозможно совершить перелом на поле боя. Однако надо понимать, что медиаресурсы Ходорковского* могут преследовать конкретную пропагандистскую и информационную цель, чтобы посеять панику в русском обществе и придать уверенности западным странам в том, что дальнейшие поставки оружия могут действительно привести к поражению России на поле боя.
* Михаил Ходорковский - внесён Минюстом в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
«Повестки сдавали "оптом"!»- как проходила мобилизация в СССР после начала войны?

Мобилизация проводится в связи с чрезвычайными обстоятельствами в стране и (или) в мире. Что это за чрезвычайные обстоятельства? Есть развёрнутая формулировка, с чёткими определениями, что к ним относятся:
- объявление войны России;
- вторжение иностранных вооружённых сил иностранного государства, а равно – и засылка иностранным государством, либо от имени иностранного государства вооружённых наёмников;
- бомбардировка, блокада портов или берегов;
- оккупация любой части территории Российской Федерации.
При общей мобилизации всё государство переходит в режим военного времени. А все физически здоровые мужчины призывного возраста отправляются кто в армию, кто на заводы: чинить поезда и собирать танки.
Мобилизация до сих пор объявлялась в нашей стране только лишь два раза за всю её историю
- 18 июля 1914 года, когда началась Первая мировая война (частичная мобилизация), и
- 22 июня 1941 года – первый день Великой Отечественной (общая мобилизация).

Советская армия удвоилась уже через 8 дней
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 г., мобилизации первоначально подлежали все призывники с 1905 по 1918 г. рождения (то есть, возрастом от 23 до 40 лет).
Важный момент: были сняты классовые ограничения. И это не простая формальность. В 1925 году в СССР приняли закон об обязательной военной службе. В РККА запрещалось призывать детей бывших дворян, купцов, офицеров царской армии, священников, фабрикантов, казаков и кулаков.
В 1935 году для казаков сделали исключение. Закон 1939 года отменил ограничения на призыв в армию по классовому признаку, однако для поступающих в военные училища по-прежнему действовал классовый ценз. Война отменила и его.
Мобилизация прошла в условиях огромного патриотического подъёма. С первого дня развернулось массовое добровольческое движение. Уклонистов было очень мало. Большинство призывников явились в военкоматы сами, не дожидаясь повестки, от чего там образовались большие очереди.
В течение всего лишь одной недели в армию было мобилизовано 5,3 миллиона человек. То есть, армия практически сразу удвоилась. Это позволило к 1 декабря 1941 года пополнить её 291 дивизией и 94 бригадами. Всего же за годы войны в вооружённые силы было призвано более 34,5 миллионов человек, и поток добровольцев никогда не иссякал, даже в самые тревожные моменты.

Как расширялись границы общей мобилизации
Военная катастрофа РККА 1941 года и тяжёлые потери в дальнейшем вынудили советское руководство расширить границы возраста попадающих под мобилизацию мужчин. В 1942 году мобилизовали уже начиная с 18-летнего возраста. В 1943-м добрались даже до 17-летних, которым через 6-9 месяцев должно было исполниться 18.
А всего за время войны под ружьё поставили 34,5 млн человек, в возрастном диапазоне от 17 до 50 лет.
Сохранилось немало повесток мобилизации 40-х годов. Бланка единого образца не было. Но в документе обязательно указывалось главное: когда и куда прибыть; предупреждение об ответственности за неявку в срок. В городах повестки из военкоматов курьеры разносили на дом, в деревнях – сдавали их «оптом» в сельсоветы.
«Бронь» и уклонисты
В годы войны имелось такое понятие, как «бронь» – выдача документа, согласно которому человек освобождался от призыва в армию. Чётких формулировок, кого оставлять на гражданке, не было. «Бронь» выдавалась гражданам, работающим на оборонных заводах и в речном судоходстве; партийным деятелям и милиционерам; в сельском хозяйстве – лучшим механизаторам и комбайнерам.

В 1941 г. и до первой половины 1942 г. освобождались от мобилизации и учителя (а до 1940 г. их вообще не брали на военную службу). Многие художники, музыканты, актёры и спортсмены также были исключены из числа тех, кто мог быть мобилизован.
Иногда это приводило к злоупотреблениям и махинациям. Например, в деле известных футболистов братьев Старостиных, осуждённых в 1942 году, был такой пункт:
«Старостин Николай во время Отечественной войны вошёл в преступную связь с военным комиссаром Бауманского района Москвы Кутаржевским (осуждён) и за взятки добивался получения от райвоенкомата освобождения от мобилизации не только в отношении работников спортивного общества «Спартак», но и лиц, не имевших никакого отношения к этому обществу».
Но такие случаи были редкими, вопиющими. Да, уклонисты были, но мало. Энтузиасты, приписывающие себе ещё один лишний год; комсомольцы-добровольцы; люди, отказывающиеся от «брони» и неудержимо рвущиеся на фронт – всё это не выдумки официальной пропаганды, а жизненные реалии.
Свежие комментарии