На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 118 подписчиков

Свежие комментарии

  • владимир рябченко
    Вообще-то это фото самосуда в Одессе... так фейки и множатся! Два румына и один их пособник из местных...В Ленинградской о...
  • людмила мишенкова
    С Таджикистаном мы, увы, из за близоруких действий власти, попали в капкан.Таджикистан: дурн...
  • Ксюша Кирьязис
    Если военную базу выведут из Таджикистана, афганцы там вообще будут хозяйничать как у себя дома. И Таджикистан может ...Таджикистан: дурн...

«Шнелльботы». Неуловимые и опасные

В новой статье от создателей World of Warships читайте об истории создания немецких торпедных катеров, которые были одними из лучших в своём классе и экспортировались в другие страны.
Первая мировая война заставила Германию создать новый для себя класс боевых кораблей — торпедные катера. Причиной тому стал британский флот, который активно действовал против фланга немецкой армии, расположенного возле моря в Бельгии. По задумкам командования именно быстроходные катера, вооружённые торпедами, могли успешно противостоять флоту англичан в таких условиях.


Верфь «Фридрих Люрсен»

Первый образец построила верфь «Фридрих Люрсен» в Вегезаке 1 апреля 1917 года. Он имел 11-метровый деревянный корпус, один 350-мм торпедный аппарат в носовой части и два карбюраторных двигателя от дирижабля, позволявших развивать до 34 узлов скорости. Примечательно, что катер мог врезаться в свою же торпеду, если производил выстрел на скорости более 24 узлов: торпеда попросту не успевала набрать ход. Всё это выяснилось в ходе испытаний, которые выявили ряд недостатков. Несмотря на такие результаты, был выдан заказ на постройку серии из шести катеров.

У серийных образцов водоизмещением от 6 до 7,5 тонн были те же корпуса из дерева с круглоскулыми обводами, длина которых (корпусов) варьировалась от 14 до 17 метров. Три шестицилиндровых карбюраторных двигателя «Майбах» мощностью 240 л.с. позволяли развивать скорость до 30 узлов при волнении моря в 3 балла. Из вооружения был установлен 450-мм торпедный аппарат и пулемёт винтовочного калибра. Каждый катер обслуживался семью членами экипажа. На момент окончания войны кайзеровский флот насчитывал двадцать один торпедный катер.

Численность немецкого флота, в том числе миноносного, была регламентирована Версальским договором, который предписывал иметь в составе флота 12 эсминцев и 12 миноносцев водоизмещением не более 800 и 200 тонн соответственно. Именно с такими кораблями Германия вступила в Первую мировую, в то время как во флотах других стран корабли такого же типа были крупнее в два раза.

С таким положением дел мириться не стали, и по окончанию послевоенного политического кризиса начался поиск решений, позволяющих нарастить возможности флота. Антанта не стала предписывать развитие малых боевых кораблей —тральщиков и торпедных катеров, поскольку прибрежный флот являлся частью оборонительной военно-морской доктрины Германии.

Результатом проведённых на Балтике испытаний летом 1927 года стали основные технические требования, которые выработала Минно-торпедная инспекция. А именно: носовое расположение двух труб торпедных аппаратов, 40-узловая скорость и низкий силуэт.


Немецкий торпедный катер «Шнелльбот» типа S-18

За четыре года, с 1925 по 1929, было создано несколько экспериментальных моделей. Верфь «Абекинг унд Расмуссен» построила глиссер Narwal, «Траяг» — K. Оба катера с реданной конструкцией корпуса и торпедными 340-мм аппаратами в носовой части у первого и на корме у второго. Верфь «Фридрих Люрсен» представила Luer — модифицированный LM-бот.
Эти модели обладали деревянными корпусами и бензиновыми двигателями «Майбах». Реданные катера плохо справлялись с волнением на море — при 3 баллах катер начинал терять скорость из-за ударов о волны. Посему от реданной конструкции отказались в пользу округлого днища. Тем не менее катера вступили в строй в 1930 году под номерами UZ(S)-11 (этот катер был не реданной конструкции), UZ(S)-12 и UZ(S)-18.

На исходе 1928 года военно-морские специалисты обратили внимание на моторную яхту водоизмещением 22,5 тонны Охека II, построенную верфью «Фридрих Люрсен» для американского магната. Судно имело корпус из лёгких металлических сплавов с деревянной обшивкой и обладало круглоскулыми обводами в передней части, которые переходили в плоское днище. Скорость в 34 узла достигалась за счёт трёх бензиновых двигателей «Майбах», каждый мощностью 550 л.с. Именно эта яхта и стала прототипом для торпедных катеров Schnellboot.


Яхта Охека II, взятая за основу для «Шнелльботов»

В ноябре 1929 года «Фридрих Люрсен» получила заказ на первый боевой катер. Водоизмещение взятого за основу проекта яхты увеличилось до 51 тонны. Было установлено три бензиновых мотора Daimler-Benz по 900 л.с, а для экономичного хода «Майбах» в 100 л.с. Ходовые испытания показали возможность достигать 34 узлов скорости. Новый катер вооружили двумя 533-мм торпедными аппаратами и зенитным пулемётом, который был вскоре заменён на 20-мм автоматическую пушку. После вступления в строй катер с интервалом в год трижды менял своё обозначение, последнее – S-1 (где S значило Schnellboot, в переводе — быстроходный катер).

Спустя год были заказаны S-2–S-5, которые были схожи по характеристикам. Увеличение количества «лошадей» до 3300 не дало, впрочем, прироста скорости. Кроме того, нос катера на высокой скорости выходил из воды, замывались борта, и возникало сильное брызговое сопротивление. Желаемая скорость в 36,5 узлов была получена при помощи «эффекта Люрсена», который достигался установкой малых дополнительных рулей в потоках воды, движущихся от крайних винтов. Таким образом прирост составлял до 2 узлов, а вспомогательные рули стали неотъемлемой частью конструкции до конца войны.

Уже к началу Второй мировой войны Германия занимала третье место в мире по экспорту торпедных катеров. С 1937 по 1939 годы верфи построили 13 катеров для флотов других стран. Два катера с дизельными двигателями отправились в Болгарию, три были созданы для Китая и ещё восемь — для Югославии (у китайских и югославских двигатели были бензиновыми). Кроме того, Голландия купила лицензию на строительство восьми катеров. Вооружение отличалось лишь в «югославском» варианте — 40-мм автомат «Бофорс»,15-мм пулемёт и торпедные аппараты калибра 550 мм под французские торпеды.


Ранние «Шнелльботы»

В это же время оформились финальные требования к данному классу: дальность плавания должна была составлять 530 миль полным ходом, максимальная скорость в 40 узлов и низкий силуэт. Находившиеся в строю катера удовлетворяли требованиям к вооружению, дальности плавания и мореходным качествам, но оставались вопросы в плане манёвренности и скорости.

На последующие модели S-18 и S-19 (серия из двух катеров была заказана в 1936 году) устанавливали двигатели Daimler-Benz, которые выигрывали в надёжности у двигателей фирмы MАN. Был разработан новый двигатель МВ-501 мощностью 2000 л.с. Корабли, которые вошли в состав флота в июле и октябре 1938 года, полностью отвечали всем требованиям и пошли в серийное производство.

Немецкий москитный флот развёртывался весьма медленно. Из-за низких темпов производства двигателей MB-501 в последний год перед войной было заказано лишь 12 катеров двух разных типов.

«Шнелльботы», которые должны были сражаться на прибрежных коммуникациях противника, находились в ведении штабов военно-морских групп, в чей состав входили флотилии ТКА. Основной задачей ставилось нанесение ударов в тёмное время суток по превосходящим силам противника. Поскольку ночные действия основаны на внезапности, фактор скорости не являлся приоритетным.

Немецкие конструкторы смогли создать отличные боевые корабли в виде «Шнелльботов». Отказ в проектах ТКА от требования достичь высокой скорости сделал возможным оснащение катеров дизельными двигателями, вследствие чего резко снизилась угроза случайных возгораний. Устойчивость к боевым повреждениям достигалась за счёт большого водоизмещения. Катера были живучими — они могли выдержать попадание нескольких 100-мм снарядов калибром, скользящий таран эсминца и даже подрыв на мине. Примером этому может послужить история S-105, который 15 марта 1942 года пришёл на базу своим ходом, получив примерно 80 пробоин от пуль, осколков и малокалиберных снарядов.


«Шнелльбот» в море

Конструкция корпуса также была весьма надёжна: полубак со встроенными торпедными аппаратами улучшал мореходные качества, что позволяло использовать торпеды при волнении до 4-5 баллов.

Торпедные катера Германии являлись одними из лучших в своём классе. И потому, по словам британского историка Питера Смита, «к концу войны они оставались единственной силой, не подчинившейся британскому господству на море».

А в начале Второй мировой войны главной угрозой для британцев были немецкие субмарины, затаившиеся в Атлантике. Посмотрите документальный фильм от компании Wargaming о боевом пути подводной лодки U-995. Сегодня она находится на вечной стоянке в качестве музейного корабля в Лабё.

Автор:
Wargaming

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх