Но есть и «гадкие утята», которым, внезапно, недодали. Недодали денег.
Заметила я одну закономерность: чем из более глубокого дна такой человек выбирается, тем больше у него злости, негатива к стране. Вайкуле выбралась из варьете и из постелей КГБ-шников, которым доносила на высокопоставленных гостей «Юрас Перле».
Ивар Калныньш – сын пролетариев, и если бы не шанс, который столь неприятные «совки» ему дали в свое время, работал бы также слесарем, как мужчины его семейства. Но нет. Выбился, Снимали, давали работу, относились по-человечески.
Популярность Ивар обрел благодаря советскому кинематографу. Он сыграл лесника в фильме «Не стреляйте в белых лебедей», офицера КГБ в «ТАСС уполномочен заявить» и др.
***
1 августа 1948-го в Риге родился наш сегодняшний герой. Родом был из простой семьи, не смел и надеяться на успех: с 14 Ивар начал подрабатывать, затем выучился на слесаря. И будь дело в современном мире капитализма, в странах Европы, на которую после распада Союза было принято неистово молиться, прожил бы он жизнь обычного работяги. Ибо в капиталистических странах социальные лифты работают так себе. И сказки про «американскую мечту» – чаще всего ошибка выжившего.
В 60-е Калныньша и его друзей охватила битломания: парни отпустили волосы, надели расклешенные брюки. Ивар рискнул и прошел вступительные экзамены на театральный факультет Латвийской государственной консерватории. Педагоги заметили его талант. Платили стипендию, на которую парень мог жить (да, небогато, но за гос деньги он позволил себе выучиться).
Ну а потом уже дипломированный юноша вошел в труппу Художественного академического театра имени Райниса.
Посмотрите: возможность получения бесплатного образования в той сфере, где юноша пожелал сам учиться, за бюджетные деньги – это ли не удача? За это разве не стоит быть благодарным Союзу?…
***
Позже его тянули и помогали коллеги. Именно Вия Артмане убедила режиссера взять Ивара на роль в «Театре».
Ивар про Вию:
«Фильм был бенефисом Артмане. Она фантастическая женщина и актриса! Я к ней отношусь благоговейно. Все были влюблены в нее: зрители, актеры, режиссеры. Я замечал, что у женщин-коллег Вия вызывала зависть и восторг» (с)
Так что видим, что благодарным он быть умел.
Роль за ролью – карьера шла в гору. После перестройки Калныньш оказался одним из немногих актеров, которые не голодали, а вполне себе продолжили работать. Но уже в Российской Федерации.
«Зимняя вишня» была так популярна, что в итоге вышло еще две части ленты: в 1990-м и 1995-м
***
Недавно Ивар дал интервью на ютьюб-канале Radio Van, в котором заявил, что в СССР переписали историю. И как его родители не приняли советскую власть.
«Мне говорят: »Вы же должны Советскому Союзу, правительству советскому за все». Я говорю: »Это вы мне должны, вы недоплатили! Кто кому еще должен». Тоже гордый, а то, подумаешь, я Госкино должен что-то. Они миллионы зарабатывали, а нам отбросили шуточные. Мы на это шли, потому что люди творческие, мы можем работать и бесплатно, но бесплатно для слепых, а не для мошенников»(с)
***
Ну и вспоминается сразу Елена Кондулайнен, с которой у Калныньша был роман в свое время. Вот вроде образ глупенькой блондинки, а тогда ей хватило ума не связывать жизнь с ним. Елену смущало повышенное внимание к Калныньшу со стороны безумных поклонниц и его высокомерие по отношению к ним. Она выбрала тогда другого мужчину и другой путь-дорожку. И правильно сделала, по всей видимости.
Кондулайнен не решилась продолжать роман с Иваром.
***
Ивар прекратил общаться с российскими коллегами. По мнению Калныньша, им опасно контактировать с теми, кто критикует Россию, а Ивар не хочет вредить коллегам.
«Я никому не звонил в России, со всеми остальными общаюсь. Но не хочу разочаровываться и не хочу подставлять россиян, поэтому не звоню. Звонки могут прослушиваться» (с)
Сейчас актеру 75 лет, вроде еще рановато для возрастных изменений мышления. Что за паранойя? Кто будет прослушивать разговоры пожилых советских артистов? Эти его подозрения лишь улыбку вызывают.
Ивар Калныньш, как и некоторые его коллеги, громко заявил, что СССР заработал на нем миллионы.
***
Эти артисты, которые заявляют, что «содержали всех», забывают еще одну важную деталь. Да, в Союзе люди раскупали билеты в кинотеатры. Да, актерам доставались сравнительно небольшие проценты от этой прибыли (но все равно больше, в разы больше, чем платили обычным работягам). Но если вычесть расходы на гримеров, режиссеров, костюмеров, труд операторов, пленку, костюмы… Остается не так уж и много.
И если уж он так недоволен был, то кто мешал ему 33 года назад отправиться в Голливуд и там пробиваться? Риторический вопрос. Потому что никому он там не был нужен, своих таких вагон и коробка.
По материалам Ⓒ Фильмошная
Свежие комментарии