На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 134 подписчика

Свежие комментарии

  • Мария
    Как сейчас выяснилось, Энгельс был кадровым сотрудником МИ-6. Маркс писал свой труд в Лондоне, по заказу МИ-6. Видимо...Почему страны Евр...
  • Мария
    ЕС распадётся, там будет Халифат. Пашиняну там самое место. Вот ведь придурок!Украина 2.0: Паши...
  • Михаил
    Если Путин поручил значит этого не будет!Путин поручил вос...

Как выбирали камикадзе?

К началу 1944 года положение Японии на тихоокеанском фронте значительно ухудшилось – американские войска сумели захватить множество ключевых точек и теснили врагов по всем направлениям, а японская военная техника стала уступать американским аналогам.

17 октября 1944 года в заливе Лейте состоялось крупнейшее морское сражение в современной истории.

Отчаянное положение дел японцев хорошо характеризует количество самолётов, которыми обладали японцы для отражения атаки: по сохранившимся отчетам, не более четырех десятков. Перед боем командующий японскими силами Такидзиру Ониси сказал личному составу, что единственная возможность остановить врага – это обрушивать на палубы их авианосцев и эсминцев груженые бомбами самолеты, пожертвовав собой ради страны.

Такидзиру Ониси не добавил в японскую культуру что-то новое. Принесение себя в жертву практиковалось японскими воинами с давних времен. Бусидо – знаменитый кодекс правил самурая – приказывал беспрекословно подчиняться своему хозяину и быть готовым без малейшей тени сомнения отдать за него жизнь. Японцы пронесли свои традиции сквозь века и старались не запятнать себя в глазах предков и во время Второй Мировой .

Конечно, в армиях других стран случаи самопожертвования во имя страны тоже случались, но именно в Японии было решено официально создать батальоны смертников, которые получили название «ударные отряды специальных атак» (В Европе и США больше известные, как «камикадзе», подробнее здесь). Первый подобный батальон был сформирован 20 октября 1944 года упоминавшимся уже адмиралом Такидзуро Осири. В его рядах числились 23 пилота японских ВВС, которые были готовы добровольно отдать жизнь за Императора. Первая же атака «специальных ударных отрядов», проведенная 24 октября 1944 года, принесла большой успех – из строя был выведен флагманский тяжелый крейсер «Австралия». Программу сразу же было решено расширить.

Авианосец "Банкер Хилл" после атаки двух камикадзе 11 мая 1945 годаАвианосец «Банкер Хилл» после атаки двух камикадзе 11 мая 1945 года

О подвигах и самопожертвовании пилотов узнали все жители страны восходящего солнца, и вскоре толпы добровольцев стали осаждать пункты приема для пилотов-камикадзе. Желающих быть выбранным в качестве камикадзе, что на всех не хватало самолётов, и приходилось буквально стоять в очереди на получение воздушного средства. По крайней мере, так говорят официальные японские источники. Но не все жители восприняли идею с энтузиазмом. Посмотрим, что говорит прославленный японский ас Сабуро Сакаи, одержавший 28 воздушных побед и подбивший 64 вражеских самолета, вспоминая атаки камикадзе спустя много лет после окончания войны:

«Даже сейчас я вижу лица тысяч и тысяч моих учеников, когда закрываю глаза… Как много их погибло! Зачем командование на протяжении 10 месяцев продолжало эти самоубийственные атаки? Идиоты… Все мы были обмануты, что в отряды камикадзе люди записываются добровольно. Они лгали нам»

Сабуро СакаиСабуро Сакаи

Оставшиеся в живых свидетели утверждали, что многие молодые люди, проходившие обучение на камикадзе по своей инициативе уже через месяц теряли всякое желание отдавать свою жизнь за страну. Происходило это из-за постоянных жесточайших избиений со стороны командирского состава. Один из новобранцев вспоминает, что его избивали так часто и так долго, что он не мог ничего видеть. Непонятно, для чего это делалось: то ли офицеры таким образом вымещали свою злость, то ли пытались довести будущего пилота до такого состояния, что он точно не вернется в тот ад, который ждал его на земле. Официальное же объяснение происходящему состояло в поднятии бойцам боевого духа.

Kamikaze-in-flames-off-USS-yorktown

Интересны воспоминания о решении отдать жизнь за свою страну от пилота Хаяши Ишизо.  Молодой человек после института в 22 года стал солдатом императорской армии, а затем решил пойти в ряды камикадзе. Как и многие его ровесники, Хаяши вел дневник, куда записывал свои мысли. Среди записей можно встретить такую:

«О смерти легко рассуждать, сидя в безопасности и слушаю изречения мудрецов. Но когда она оказывается близко, тебя сковывает такой страх, что ты не знаешь, сможешь ли преодолеть его. Даже если ты прожил короткую жизнь, у тебя есть достаточно хороших воспоминаний, которые удерживают тебя в этом мире. Но я смог пересилить себя и переступить черту. Я не могу сказать, что желание умереть за Императора исходит от моего сердца. Однако я сделал выбор, и пути назад уже нет»

Хаяши Ишизо погиб во время выполнения задания по атаке вражеских судов 12 апреля 1945 года. Похожие чувства испытывал лейтенант Екио Секи, командовавший тем самым батальонов из 23 камикадзе-«добровольцев»:

«Будущее Японии мрачно, если она готова жертвовать своими лучшими пилотами… Я делаю это во имя Императора или Империи… Я делаю это, потому что у меня есть приказ»

Каким же образом убеждали японцев вступать в ряды камикадзе?

Сохранились свидетельства, что часть отбирали в ряды камикадзе при помощи простых тестов, содержавших несложные вопросы. Например, «Вы бы хотели принять участие в атаках камикадзе?». Среди вариантов ответа были: «да», «возможно» и «нет». Ответ необходимо было обвести кружочком – очень похоже на современные тесты. Вся хитрость была в том, что ответы были не конфиденциальны, а озвучивались перед всем строем и командованием. При огромном давлении на молодых военных, которые обязаны были сделать для страны всё, что в их силах, можно только представлять, как бы отнеслись сослуживцы к человеку, выбравшему вариант «нет». Учитывая  реалии того времени, позор на всю жизнь пал бы не только на него, но и на всю его семью.

Камикадзе

Почти такой же метод описывает историк и антрополог Эмико Онуки-Тирни, только на этот раз вместо тестов перед строем зачитывалась патриотическая лекция, а затем новобранцев, не согласных стать камикадзе, просили сделать шаг вперед. Как можно было догадаться, желающих выделиться было совсем немного. Согласно сведениями Эмико Онуки-Тирни тот,  кто рискнул отказаться от билета в один конец до вражеского эсминца, попадал буквально в ад на земле. В лучшем случае ним переставали общаться абсолютно все. В худшем его незамедлительно высылали на западный фронт, где его гарантированно ждала ужасная смерть и презрение сослуживцев и командиров. Иногда отказники просто игнорировались и всё равно находили свои имена в списках камикадзе, куда их вносили доблестные командиры, отчитывающиеся перед высоким начальством, что 100 процентов личного состава готово пожертвовать собой во имя Императора.

Основным оружием в привлечении добровольцев в ряды камикадзе была усиленная пропаганда. Юноши, вступающие в ряды «ударных отрядов специальных атак» свято верили, что своими жизнями они спасут Японию от врага.

За несколько дней до своей смерти Хаяши Ишизо писал:

«Я горд и счастлив быть в рядах камикадзе, исполняющих свой долг во имя славы своей страны… Но я не могу сдержать слез, когда думаю о тебе, мама. Я был твоей главной надеждой… Мне так жаль, что больше не смогу ничего сделать для тебя…»

***

Согласно статистике ВМФ США за время войны пилотами-камикадзе было совершено около 3000 атак, которые привели к повреждению 368 судов, из которых 34 были потоплены. В результате этих действий было убито 4900 и ранено 4800 моряков. 14% пилотов-камикадзе смогли долететь и  обрушить свои машины на палубы кораблей.

 Иллюстрация: depositphotos.com

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх