На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 135 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Аверков
    Меня принимал в пионеры соратник Стаханова горняк Канцедалов в мае 1969г. прям на шахте им.22го съезда в Кадиевке.......Я поздравляю всех...
  • Арсен Межлумов
    В «Божественной комедии» Данте Алигьери Ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, сове...Украина 2.0: Паши...
  • Михаил Журавлев
    Сколько нас? Принимали в пионер в марте 1967 в доме культуры в г. Краматорске Донецкой области, просто не мог себе пр...Я поздравляю всех...

Как индейцы уничтожили четверть американской армии в одном бою

В боях с белыми колонистами североамериканские индейцы показали себя стойкими и храбрыми воинами. История знает много случаев, когда аборигены устраивали масштабные трепки регулярным силам белых. И все же в общем зачете индейцы проиграли. И причина тут проста – они воевали сиюминутно, здесь и сейчас.

То есть военное мышление даже лучших их вождей ограничивалось тактикой, а стратегия оставалась недопонятой и невостребованной. И хорошим примером тому служит разгром тысячного отряда генерала Артура Сент-Клэра.

Историки выделяют массу войн между индейцами и белыми, но, по сути, то была одна единая, непрекращающаяся кампания, начатая сразу после высадки первых европейцев на материк и законченная где-то только к началу ХХ столетия. И многие конфликты, рассматриваемые как самостоятельные, можно смело представлять как отдельные битвы со сложными предварительными маневрами в рамках одной войны. И тут события по длительности легко обгоняют Столетнюю войну, которая, как известно, тоже не страдала линейным развитием действа. Ну а пик вражды пришелся на конец XVIII столетия. Причем войну с индейцами не остановила даже американская революция, хотя первое время события на англо-американских фронтах развивались совсем не весело для колонистов.

Атака на американский форт, ок. 1780 г. Иллюстратор: Andrew KnezАтака на американский форт, ок. 1780 г. Иллюстратор: Andrew Knez

К 1785 году белые люди здорово потеснили индейские племена на запад. И те, привычные к междоусобной вражде, вдруг обнаружили способность консолидироваться. Что неудивительно – просто восточные племена вынужденно занимали прежние территории западных племен, и всем подвигаемым приходилось выбирать себе врага.

Белые, конечно, тоже не дремали. Они никак не собирались делить отвоеванные земли с индейцами, равно как и останавливать экспансию. Но на масштабную бойню сил не хватало, и они действовали предельно просто и эффективно, продвигаясь вглубь индейских территорий неспешно, но и неотвратимо. Техническая сторона вопроса выглядела примерно так: устраивался на индейской земле форт, часть гарнизона которого начинала регулярные рейды по туземным поселениям. Причем намеренно выбирались те, где на текущий момент не было много воинов. Таким образом армия США минимизировала собственные потери и неуклонно подрывала индейскую экономику. И краснокожие рано или поздно были вынуждены снова потесниться.

Форт Вашингтон в 1790 году. Для примера. Художник: Jonathan HeartФорт Вашингтон в 1790 году. Для примера. Художник: Jonathan Heart

И все же такая тактика белых оставила след и в индейском искусстве ведения войны. Многие вожди стали понимать, что мало быть храбрым непосредственно в бою. Требуется еще и понимать противника, опережать его действия как минимум на шаг. Для чего требовалось организовать регулярное наблюдение за опорными пунктами врага – чтобы блокировать или смягчать его рейдерские удары.

Смена мышления у индейской стороны не осталась незамеченной. Хотя суть перемен белые солдаты сразу-то и не поняли. Но последствия прочувствовали – особенно после того как в 1790 году объединенные силы индейцев устроили показательную трепку генералу Джозайи Хармару. Правда, генерал во многом сам был повинен в поражении. Президент Вашингтон решил, что стоит преподать провинциалам уроки современной войны и направил на запад генерала Сент-Клэра, который происходил из семьи торговцев и учился когда-то на врача, но во время недавней борьбы с англичанами показал себя как храбрый и дельный военачальник.

Солдаты Вашингтона зимой 1777-1778 гг. Иллюстратор: Mort KünstlerСолдаты Вашингтона зимой 1777-1778 гг. Иллюстратор: Mort Künstler
У нового командующего в распоряжении находились примерно две тысячи солдат. Не бог весть что по меркам европейцев. Но в тех краях немалая сила – по сути, господин генерал командовал почти половиной всей тогдашней американской армии! Вот только триумф как-то не задался с самого начала, поскольку регулярных солдат (скверно обученных) имелось всего 600 человек. Еще 600 ополченцев и 800 временных призывников – последние и вовсе надежностью не отличались.

Президент требовал немедленного начала масштабных боевых действий и глубокого вторжения в индейские территории уже в лето, а генерал испытывал трудности со снабжением и экипировкой. Отчего двигался медленно и неохотно, иной раз застревая в крупных фортах надолго. Вдобавок правительство решило сократить расходы на военный аппарат и существенно снизило финансирование армии, отчего содержание контрактников заметно сократилось, и многие ветераны предпочли уйти в запас и не возобновлять армейской карьеры. Ну а те, что пришли на смену уволившихся, явно не дотягивали до необходимого уровня. Так что Сент-Клэр оперировал силами, где солдат, прослуживший полгода, в массе своей считался опытным старослужащим.

Генерал Артур Сент-Клэр. Художник: Charles Willson PealeГенерал Артур Сент-Клэр. Художник: Charles Willson Peale

Но приказ есть приказ. И Сент-Клэр, хоть и неохотно, двинулся на враждебные территории. Возможно, сам он был храбрым солдатом, но вот полноценным воякой его на тот момент назвать никак нельзя – он серьезно страдал от подагры, отчего порой не просто утрачивал способность внятно командовать и превращался в обузу – очень часто он не мог самостоятельно передвигаться, и его возили, как куль в седле.

Начало похода для армейцев складывалось неплохо. Солдаты построили форт, обжили его и даже организовали пару налетов из него на слабые деревни, расположенные поблизости. Индейцы потеснились, и генерал повел свои силы дальше развивать успех. Вот только из-за массового дезертирства силы Сент-Клэра изрядно сократились и всего в тот поход вышло тысяча человек с небольшим.

Индейцы же все это время внимательно наблюдали за противником. Единого командования у них не было, поскольку белым противостояли несколько племен со своими лидерами (шошоны, майами, делавары, оджибве, сенека, могавки и другие). Любопытно, что один из вождей майами был этническим белым (в прежней жизни его звали Уильям Уэллс), когда-то принятым индейской семьей на воспитание.

Коренные американцы восточного побережья. Иллюстратор: Robert GriffingКоренные американцы восточного побережья. Иллюстратор: Robert Griffing
Индейцы скрытно следовали за военными, следя за их действиями через лазутчиков. Силы Сент-Клэра тем временем начали сооружать новый форт, а потом, еще не достроив его, вышли основной массой пощипать индейские поселения. Правда, дошли они только реки Уобаш – это 30 миль до нового недостроенного укрепления. Собственно, у противостоящих сторон на тот момент наблюдался численный паритет – примерно по тысяче бойцов.

Надо сказать, что белые очень неудачно выбрали площадку для временного лагеря – они попросту на ней не поместились все. Так что части солдат пришлось переправиться на другой берег и соорудить там второй бивак. Правда, оба лагеря белые не укрепили – сказалась излишняя самоуверенность. Ну а индейцы были разбиты на небольшие отряды примерно по три десятка воинов – это была нормальная численность боевых единиц, привычных их народу. К тому же, индейцы не привыкли к четкому взаимодействию во время войны. Вожди заранее обрисовывали общую канву сражения, а уж потом каждый действовал самостоятельно. И в таких условиях небольшие отряды были предпочтительнее.

Лагерь Сент-Клэра у реки Уобаш, 4 ноября 1791. Источник: wikimedia.orgЛагерь Сент-Клэра у реки Уобаш, 4 ноября 1791. Источник: wikimedia.org

Индейцы все тщательно разведали еще в сумерках, но вот ударить решили утром, во время завтрака. Просто по армейскому регламенту в этот момент солдаты ставили мушкеты в козлы и отвлекались на раздаваемую еду, так что это был самый благоприятный момент для удара.

Артиллерия белых располагалась на утесе в большем лагере. Причем была разбита на две группы, обращенные в противоположные стороны. Получалось, что пушки стояли в центре двух линий. И для противодействия артиллерии индейцы выделили отдельный отряд под руководством того самого белого, принявшего индейские догматы.

Первый удар пришелся по ополченцам, переправившимся на другой берег. Те никакого сопротивления не оказали и попросту запаниковали, побросав оружие и бросились опять через реку, чтобы воссоединиться с основными силами. В это время индейские воины тщательно расстреливали расчеты, пытавшиеся вытащить свои пушки на боевые позиции. И те так ни разу и не выстрелили за время битвы.

На холме за рекой расположен лагерь. Иллюстратор: Peter DennisНа холме за рекой расположен лагерь. Иллюстратор: Peter Dennis

Солдаты под командованием Сент-Клэра все же сумели организовать сопротивление. Они выстроились в каре и дали залп по наступающим индейцам. После чего примкнули штыки и попытались прорваться. Индейцы, понятное дело, штыкового удара не приняли и отступили в лес, устроив показательный фланговый охват контратакующим. Причем повторялось это действо несколько раз. Батальон Уильяма Дарка, к примеру, пытался трижды ходить в штыковую, после чего был уничтожен вчистую фланговыми ударами. Хотя и тем, кто остался на позиции, пришлось несладко – индейцы к тому времени удобно расположились на флангах и устроили продольный обстрел лагеря. Словом, шансов у белых не оставалось.

Генерал Сент-Клэр сначала пытался организовать своих солдат (под ним убили три лошади), причем воевал он почти парализованный – его каждый раз приходилось загружать в седло, поскольку сам он из-за приступа болезни сделать этого не мог. Но в результате все же Сент-Клэр пошел на решительный массированный прорыв в сторону того самого недостроенного форта. Причем все припасы и раненых решили бросить в лагере.

Иллюстратор: Peter DennisИллюстратор: Peter Dennis

Прорыв удался, и остатки армии Сент-Клэра до форта добрались (причем сам генерал ехал поперек седла пассажиром, поскольку сидеть самостоятельно уже не мог), но тут оказалось, что форт не в состоянии принять столько раненых (раненых уже во время последнего удара) – не хватало ни медикаментов, ни площади. И раненым пришлось двигать в первый форт. А это еще 70 миль. Собственно, остатки сил белых спасло только то, что индейцы отвлеклись на грабеж лагеря. Ранеными, кстати, они тоже заинтересовались – пыточные костры индейцев потом горели несколько суток подряд.

Всего из экспедиции Сент-Клэра из прежней тысячи вернулось три сотни, и это не считая двух сотен гражданских (с отрядом шли переселенцы), из которых не уцелел никто. Ну а невредимых насчитали 24 человека (из них 6 офицеров). Остальные выжившие получили ранения. Индейцы же потеряли 21 убитыми и 40 ранеными. Говоря иначе, отряд Сент-Клэра потерял 88% офицерского и свыше 97% рядового состава.

Разграбление лагеря. Иллюстратор: Peter DennisРазграбление лагеря. Иллюстратор: Peter Dennis

Чтобы был понятнее масштаб катастрофы, можно сказать, что поздний разгром Кастера куда более щадящий – потери Сент-Клэра в три раза больше в абсолютном выражении. Ну а для армии это вообще показалось бедствием – вооруженные силы Америки того времени зараз решились четверти (!) наличного состава. К слову, правительство так было шокировано результатами рейда, что впервые санкционировало подробное расследование катастрофы. Которое, правда, пришло к выводу о невиновности генерала – обвинили снабженцев. Хотя воевать тому уже не пришлось – звание ему оставили, но от любого командования отстранили.

Что до индейцев, то они порадовались трофеям, а потом разошлись по родным вигвамам, поскольку решили, что решительно разгромили белых и войны теперь в ближайшее время не предвидится. А белые меж тем проголосовали за резкое увеличение численности армии и увеличении ее финансирования. Ну а на запад послали генерала Энтони Уэйна, прозванного за свою храбрость "Безумным". Но это уже другая история.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх