На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Молодцы ребята1 Велес - настоящий герой. Слава нашим защитникам! 🇷🇺 👍👍👍Начальник медпунк...
  • Светлана Позднякова
    Побольше бы такихНачальник медпунк...
  • Александр
    поддерживаю! заигрался Соловьев! и , если раньше я стремился посмотреть его "шоу", то сейчас увы... надоел со своими ...Оскорбительные вы...

Дилемма российского флота: латать или строить?

Сразу скажу, что о «Москве» здесь только пять слов. Просто потому, что теперь этот корабль станет символом. Только не символом Черноморского флота, а символом того, что вообще происходит на флоте российском.


Оплеуха, которую получил наш флот с уходящим на дно гвардейским ракетным крейсером «Москва» - это только начало. В том, что продолжение будет, нет никаких сомнений не только у меня, но и у людей много более компетентных.

Что утопило «Москву»? Недоракета родом из семидесятых годов прошлого века? Печально. Замыкание в проводке? Грустно. Отсутствие должной подготовки у экипажа? Закономерно. Все в комплексе, но самая главная часть лежит в несколько иной плоскости.

«Москву» погубил недоремонт. Экономия денег на ремонте старого, ржавого и состоявшего 40 лет на службе корабля. То, что «Москва» находилась в плачевном состоянии, писали многие, только кто их слушал? Те, кто экономили, слушали только себя. И потому крейсер подлатали. Причем, не на «Звездочке», где все еще есть кадры, способные работать с такими кораблями, а в Севастополе, на местном заводе. Понятно, что Крым надо загружать заказами, но…

Ну и итог закономерен. Подлатанный корабль, несмотря на обещания севастопольских тружеников, что «Москва» прослужит не один десяток лет, очень быстро отправился на дно.

Кто виноват, кто прав, как было озвучено, «будем разбираться потом», то есть, никто не станет выяснять причины. И тем более, до электората их доводить не станут.

Однако, проблема в том, что у нас все корабли, которые старше 20 лет, находятся в состоянии «Москвы».


Начать, конечно, стоит с флагмана Северного флота, авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».


Ремонт «Кузнецова» - это что-то такое, вечное. Сколько было копий сломано на тему того, нужен ли вечнодымящий самолетоноситель флоту, или нет, но миллиарды рублей все так же исчезают в трюмах этого корабля. И все так же «Кузнецов» не готов ни к чему, кроме истребления денег в огромных количествах.

Можно только устало очередной раз констатировать факт того, что очередной ремонт «Кузнецова» затягивается, но обновленный и модернизированный корабль обязательно войдет в строй чуть позже.

Но по сути, «Кузнецов» представляет собой что-то схожее с украинской подводной лодкой «Запорожье»: ни ходить, ни плавать судно не способно, но на нем командиры исправно служили свои срока и получали очередные звания.


Но «Запорожье» бюджету почти в ноль обходилась. В отличие от недоавианосца, на котором не воюют, а зарабатывают.

Далее у нас по старшинству идет тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»


Длинное название, наверное, корабль по букве и ремонтируют. Сарказм, но увы, ведь действительно, «Адмирал Нахимов» прибыл для ремонта на «Севмаш» в далеком 1999 году. Вдумайтесь в цифру: 23 года назад!

Да, конечно, у страны не было денег. Очень, знаете, весомый довод. Зачем тогда вообще стоило затевать ремонтное дело – вопрос, но затеяли. В итоге какие-то телодвижения начались в 2013 году.

Освоив некоторое количество денег, в ОСК браво рапортовали, что в 2018 году крейсер будет передан флоту. Ну а потом, как это принято в нашей стране в целом и в судостроительной корпорации в частности, сроки начали переносить. Сегодня у нас идет полным ходом к экватору год 2022-й, а вот никаких реальных известий нет. Ну кроме того, что на испытания «Адмирал Нахимов» может выйти в конце 2024 – начале 2025 года.

Всего-то четверть века в ремонте…

Далее у нас «Адмирал Чабаненко», бывший большой противолодочный корабль, а теперь просто фрегат.


Вообще, конечно, корабль, можно сказать, не старый. Да, заложили его в 1989 году, спустили на воду в 1992-м, а флоту передали в 1999-м. Но учитывая, что у нас теперь корветы по десять лет строят – нормально.

За прошедшие годы корабль пахал так, как, наверное, никто не служил. Возможно, собрат по несчастью «Неустрашимый», о котором речь тоже будет идти.

«Адмирал Чабаненко» волею судьбы оказался единственным представителем модернизированного проекта 1155.1, значительно лучшего, чем БПК первой серии. Стоит отметить, что к нашему времени набор вооружения «Чабаненко», состоящий из восьми ПУ для ПКР «Москит», ЗРК «Кинжал», двух установок ЗРАК «Кортик», двух пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, двух реактивных бомбометов РБУ-12000 «Удав», спаренной 130-мм артиллерийской установки АК-130, откровенно устарел. Как и два вертолета Ка-27ПЛ.

Но так как корабль был, скажем так, не стар, то его эксплуатировали так, как, пожалуй, мало кого. БПК «Адмирал Чабаненко» стал флагом России на много лет и во многих акваториях. Северная Атлантика, Средиземное море, Карибский бассейн, антипиратские вахты в Аденском заливе и в районе Африканского Рога. Первым среди наших кораблей после Второй Мировой войны прошел Панамским каналом.


В целом – корабль упахали. О смысловой нагрузке миссий по «демонстрации флага России» и их прибыльности мы поговорим в другой раз, но то, что ресурс корабля был практически израсходован – это факт.

В 2014 году «Адмирал Чабаненко» встал на ремонт. Почти одновременно со вторым тружеником моря, «Неустрашимым». И вполне ожидаемо корабль до сих пор там находится. Правда, в релизах СРЗ «Нерпа», где пытаются (от слова «пытка») завершить ремонт, говорят, что к концу 2022 года новоявленный фрегат выйдет из ремонта, но верится в это с трудом.

У «Чабаненко» работ больше, чем у «Неустрашимого», а конца и края ремонта второго не видно в волнах. «Чабаненко» должны помимо всей электроники сменить и ПУ ПКР, с «Москитов» на «Ураны», а в носовой части установить две пачки по 8 ячеек 3С14 под «Калибры» и «Ониксы». В принципе, переделка приличная, ударная мощь корабля возрастет в 4 раза, с 8 до 32 ракет за один залп. Вроде бы (если хватит денег) заменят «Кинжал» (база – «Тор-М1») на «Штиль-1» (база – «Бук»), который всеракурсный и более современный.
Так что даже если все работы по замене изношенных судовых машин, трубопроводов и кабель-трасс уже закончены (дай бог!), то замена такого количества вооружений и электроники в ближайшее время более чем сомнительно смотрится.


Так что если и ждать «Адмирала Чабаненко» в строй, то не раньше 2024 года при самом оптимистичном раскладе.

«Неустрашимый».


С 1990 года этому сторожевику тоже досталось. Пять маневров совместно с НАТО, визиты в ряд стран от Португалии до Дании, Африканский Рог и Аденский залив, где «Неустрашимый» гонял пиратов – в общем, служба ничуть не уступала по насыщенности БПК «Адмирал Чабаненко».

Догоняли корабль до того, что он практически встал после второй вахты в Аденском заливе. Тогда спохватились и все-таки отправили на ремонт в 2009 году, заменив все 4 судовых дизеля, 2 турбины и все холодильники. И снова послали в Аденский залив.


В итоге к моменту своего капремонта «Неустрашимый» прошел 120 000 миль за 19 лет. Это обуславливалось тем, что кораблей дальней морской зоны у России практически не осталось.

Касаемо вооружения, «Неустрашимый» нес практически тот же набор, что и «Адмирал Чабаненко», но без ПКР. Вообще изначально сторожевик должен был получить 2х4 ПКР «Уран», но, когда корабль был готов к службе, ракеты не были готовы. Так что «Неустрашимый» служил без ПКР, а вот на втором и пока последнем корабле серии «Ярослав Мудрый» «Ураны» уже стояли. И «Ярослав Мудрый», второй «Ястреб» проекта 11540, теперь отдувается за всех в дальних походах.

«Неустрашимого» поставили в ремонт в 2014 году. Корабль должен был выйти из ремонта в 2017 году, но как всегда, сроки начали «сдвигаться вправо».


А в 2018 году на корабле произошел пожар. Пожар потушили, пришлось привлекать ПЧ №7, находившуюся недалеко от СРЗ «Янтарь». В 2020 году корабль снова загорелся, причем, на борту уже был экипаж, который справился с огнем и фактически спас корабль от гибели, поскольку полыхало рядом с артиллерийским погребом.

И с тех пор ремонт никак не может закончиться. В 2021 году директор «Янтаря» заверил всех, что корабль до конца года будет передан флоту. Но только в 2022 году корабль выходил на испытания, а о передаче флоту речь пока вообще не идет.

Строили сторожевик три с половиной года. Ремонт идет уже восемь лет… И, кстати, ПКР «Уран» на корабле так и не появился. Видимо, не судьба.

А кто сказал, что у нас под водой все ровно и хорошо?

Да, время от времени многие говорят на тему, что «хоть с подводным флотом у нас порядок». Это оптимисты. Пессимисты и реалисты предпочитают смотреть на факты, понимая, что сдача раз в три года подводной лодки – это прекрасно, но есть нюансы.

На самом деле в мире подводных лодок все не так прекрасно.

Как самый печальный пример можно сказать несколько слов и подводной лодке проекта 949А К-132 «Иркутск».


Судьба у легендарного и овеянного жуткой славой «батона» оказалась более чем печальной.

ПЛАРК проекта 949А были поистине подводными титанами: почти 24 000 тонн подводного водоизмещения, скорость 32 узла, предельная глубина погружения 600 метров. Длина 154 метра и ширина 18 метров.

Вооружение было соответствующим: 24 сверхзвуковые крылатые ракеты «Гранит» с 500-килограммовой обычной или ядерной боевой частью. Плюс два 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата с общим боезапасом в 24 торпеды и ракеты-торпеды.


Убийца авианосцев? Да, так окрестили «Батоны» на Западе, но простите, таким боекомплектом можно не только авианосец убить.

К-132 вошла в состав флота в конце 1988 года. Исправно служила, но уже в 1997 году была выведена в резерв. Через 9 неполных лет службы.

Что такое нахождение в резерве, наверное, нашей аудитории рассказывать не стоит. Не удивительно, что в 2001 году было принято решение отправить лодку в средний ремонт. Для 9 лет службы – удивительно, но именно в том году «Иркутск» оказался на заводе «Звезда», что в городе Большой Камень Приморского края.

И можно сказать, что все. С 2001 года лодка не покидает завода. Работы вроде бы начались в 2008 году, но в 2013 году планы пересмотрели. Решили, что вместо 24 «гранитов» на лодке разместят 72 «Калибра» или «Оникса». Ударный потенциал возрастал в три раза, лодка с таким вооружением могла к тому же атаковать и наземные цели.

Работы после всех согласований продолжились в 2019 году. Теперь под грифом проекта 949АМ. Но снова начались изменения, в результате которых «Иркутск» получит не 72 ракеты, а 48. Но в номенклатуру вроде бы добавляются гиперзвуковые «Цирконы».

Руководство завода неоднократно говорило о сроках. В 2022 году лодка должна была вернуться в состав Тихоокеанского флота, но… Уже сейчас можно смело сказать, что в указанном году этого не случиться.

Ситуация просто жуткая: лодка из 34 лет своего существования 25 провела в ожидании ремонта и модернизации. Может ли еще какой-то флот в мире похвастаться такими «успехами» в плане скорости ремонта кораблей?

Не лучше ситуация с титановыми лодками проекта 945 «Барракуда».

Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома».


«Карп» введен в состав флота в 1984 году. Прослужив до 1998 года, лодка была выведена для ремонта. В 2013 году вроде бы приступили к ремонту и последующей модернизации до АПЛ четвертого поколения, но в 2015 году все работы были остановлены. К 2022 году никаких изменений состояния лодки нет: в разобранном состоянии на «Звездочке», хотя по всем заявлениям лодку должны были сдать флоту в 2017 году.


«Кострома» должна была идти следом за «Карпом». То есть, все в том же состоянии: разобранном.

Видимо, ремонт титановых подводных лодок, созданных советскими корабелами, оказался не по силам российским. Увы, это так.

«Щуки-Б» проекта 971.

Шикарные многоцелевые атомные подводные лодки, возможно, лучшие из созданных в стране. Главный козырь – универсальность. Скорость 33 узла при небольшом водоизмещении (12 770 тонн), максимальная глубина погружения 600 метров.

Вооружение: четыре 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата, из которых можно стрелять всем, что есть в распоряжении: крылатыми ракетами «Гранат», противолодочными ракетами-торпедами «Водопад-ПЛ» и «Шквал», простыми торпедами.

К-328 «Леопард».


Сдан флоту в 1993 году. С 2011 находится в северодвинском центре судоремонта «Звездочка». Лодку обещали сдать флоту в 2015 году. Затем был перенос на 2019 год. Потом на 2020-й. Последний раз обещали сдачу в 2021 году. Но учитывая, что на дворе 2022-й, а лодка даже не выходила на испытания, то все более или менее ясно.

18 лет службы и 11 лет в ремонте. Печально.

Не лучше с «Щуками» Тихоокеанского флота. Там, вдали от Москвы, вообще творится непонятно что.

К-391 «Братск»

Дилемма российского флота: латать или строить?

Лодка служила с 1989 года. После 14 лет службы была отправлена на ремонт. И с 2003 встала к стенке Северо-восточного ремонтного центра, что в Вилючинске Камчатского края. И до 2014 года абсолютно никакой работы над лодкой не производили.

К-295 «Самара»


В строю с 1995 года. В 2013 году лодка была поставлена в средний ремонт, примерно с теми же успехами, что и «Братск».

Лодки планировалось модернизировать до состояния проекта 971М, но стало очевидно, что в СВРЦ своими силами обеспечить ремонт не смогут. Потому уже потерявшие способность самостоятельно передвигаться лодки в 2014 году за огромные деньги с помощью голландского судна-дока «Transshelf» были доставлены в ЦС «Звездочка» в Северодвинск.

И еще семь лет «Самара» и «Братск» простояли в ожидании ремонта, теперь на севере.


Ходили слухи, что по крайней мере одну из лодок возьмет в лизинг Индия, но в итоге от идеи использования так долго простоявших лодок индусы отказались.

Январь 2022 года принес известия о том, что «Братск» признан неремонтопригодным и будет утилизирован. 19 лет ожидания ремонта и заботливые руки судоремонтников, видимо, окончательно приговорили лодку.

Стоит посмотреть на цифры «Братска»: 14 лет службы и 19 лет ожидания ремонта. Вопросов нет, кроме одного: кто виноват в столь беспорядочном расходовании денег. Хотя бы на транспортировку лодки с Камчатки до Северодвинска в импортном доке.

С «Самарой» вроде бы лучше, но ненамного. Было озвучено решение о проведении ремонта «согласно технического состояния и с продлением межремонтного срока службы». То есть, капитальный ремонт и модернизация отменяются.

После 15 лет службы, простоявшую 9 лет в ожидании ремонта лодку слегка подлатают, исходя из того, что выход лодки из ремонта был объявлен на 2023 год. Правда, многие источники говорят о том, что сроки, как это у нас принято, будут «сдвинуты вправо», но это никого не удивит.

Видимо, будет еще одна «Москва», но в подводном исполнении.

Там же, на «Звездочке», с 2014 года стоит в ожидании ремонта К-461 «Волк» проекта 971М.


Лодка служит на флоте с 1992 года. Через 22 года пришло время ремонта и модернизации, и на этом все процессы для «Волка» закончились. 8 лет лодка стоит и ждет своей очереди. Вопрос только в том, на латание или на списание. Срок окончания ремонта обозначен 2023 годом, но так как к работам еще не приступали, то понятно, что никакой сдачи в следующем году не произойдет.

С 2014 года на 12-м судоремонтном заводе в Севастополе стоит в ожидании ремонта дизель-электрическая подводная лодка Б-871 «Алроса» проекта 877В «Палтус».


«Алроса» служила с 1990 года, был в ее жизни период с 1992 по 1996 год, когда лодка не эксплуатировалась по причине отсутствия аккумуляторных батарей. В итоге после 20 лет службы лодка 8 лет находится в ремонте.

Здесь уместно задать вопрос: кому в голову пришло в голову отдать лодку на растерзание заводу, который лет 30 не занимался подобными вещами?

«Варшавянки» строятся за три года даже сегодня. «Алросу» не могут отремонтировать 8 лет. В 2020 году лодку хотели перевести на Балтику, но состояние лодки не позволили это сделать.

Вообще год 2014-й стал какой-то странной точкой отсчета во флотской жизни. Как будто сломались какие-то механизмы, и корабли, попавшие в ремонт, никак не могут его закончить.

На основании всего вышеизложенного возникает одна мысль: судя по всему, судоремонтная отрасль России окончательно приказала долго жить. Это демонстрируют наши ремонтные центры уже много лет.

Но тем не менее, с маниакальным упорством продолжают вливаться огромные суммы бюджетных денег в ремонт старых кораблей. Конечно, не все «пылесосы» потребляют столько миллиардов, сколько «Адмирал Кузнецов», но тем не менее, есть над чем задуматься.

Главное – это надо думать о состоянии нашей судоремонтной отрасли. Новые небольшие корабли мы еще как-то в состоянии производить, но вот ремонт старых и больших – явно не по плечу.

Сегодня Россия оказывается в странном положении: нет возможности строить новые корабли, поскольку если посмотреть, то многие заводы просто забиты старыми кораблями, которые надо поддерживать на плаву. Стоят ли они того, или нет – сказать сложно.

Конечно, когда фактически в утиль идет атомная лодка, прослужившая 8 лет – это отвратительно. Но если посмотреть, сколько времени проводил в ремонтах тот же «Адмирал Кузнецов», который из 31 года своей жизни около 15 провел в ремонтах и ожиданиях оных, начинаешь думать о том, что лучше бы добили, чтоб не мучился.

Никто не может, к сожалению, точно сказать, сколько денег пойдет на что в Министерстве обороны. Да, цифра бюджета на 2023 год, например, есть. 3 557 223,3 млн рублей. Но есть открытая часть. Есть закрытая. И сравнить, сколько будет потрачено на постройку новых боевых кораблей, а сколько пойдет на ремонт старых, не представляется возможным. Я не смогу сделать такой анализ, для этого нужен человек, понимающий в хитросплетениях цифр бюджетной детективщины.

Но даже цифр, показывающих, сколько времени корабли проводят в ремонте, достаточно, чтобы пришло понимание того, что «Москва» - это только начало. Рано или поздно, корабли выйдут из своих ремонтов. И тогда мы сможем по достоинству оценить качество произведенных работ. И сделать реальные выводы о том, насколько можно доверять старым советским кораблям, побывавшим в руках новых российских судоремонтников.

И заодно ответить на вопрос, что лучше: строить новые корабли или латать старые.
Автор:
Роман Скоморохов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх