На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 272 подписчика

Свежие комментарии

  • Валентина Бунина
    Не пора ли ввести расстрел за предательство? Зачем кормить врагов страны.В Крыму силовики ...
  • владимир рябченко
    девиз капиталистов:  Make money... Что удивляет?В Крыму силовики ...
  • Tania Еременко
    Это сделать сложно - он умён и восседает на самой верхотуре, СЕНАТОР РФ.Жога пришёл, и ту...

Партизаны на довольствии

Современная структура ВС РФ, как и армий других государств, не соответствует требованиям гибридных войн. Ее необходимо усовершенствовать. Силы иррегулярной войны придадут нашей армии способность эффективно противостоять гибридной агрессии.


Ведение против России классической войны сегодня невозможно – страна обладает ядерным потенциалом, способным стереть с лица земли любого врага. Но именно на такую войну ориентированы структура и боевой состав ВС РФ, что существенно снижает возможности отражения гибридной агрессии.

Анализ показывает, что в новых конфликтах будет несколько специфических видов вооруженной борьбы. Опыт последних 20 лет указывает на особое значение иррегулярных подразделений партизанского типа (герильяс). Они преобладают в составе привлекаемых сил и средств, отличаются продолжительностью участия в противоборстве. Более того, в большинстве случаев именно за счет успеха иррегулярных операций достигаются политические цели войны. Неудача герильяс ведет к поражению даже при абсолютном превосходстве в традиционных и специальных силах. Партизанские действия обрели характерные для регулярной армии формы. Герильяс способны вести масштабные операции и системную борьбу, позволяющие достигать как оперативных, так и стратегических целей.

При формальной схожести иррегулярных боевых действий партизанского типа со специальными отождествлять их нельзя. Различия в методах и способах, личном составе достаточно серьезны. Так, диверсионные и диверсионно-разведывательные операции против конкретных локальных объектов ведут малочисленные группы специально подготовленных военнослужащих. В основе иррегулярных формирований, как правило, местные добровольцы с вкраплением граждан иных государств. Уровень подготовки таких бойцов не позволяет вести сложные боевые операции различных групп по единому плану. Да и управлять такими формированиями сложно. При этом численность любого из них существенно превышает состав групп ССО. Исключением могут быть формирования частных военных компаний (ЧВК), отличающиеся хорошей управляемостью и организованностью. Бойцов в них, как правило, существенно меньше, чем в добровольческих формированиях.

Взаимодействие с партизанами всегда проблема. Вместе с тем они и регулярные войска должны выступать согласованно, особенно при спецоперациях. То есть партизаны третьей мировой обязаны действовать под единым командованием. Следовательно, такой специфический компонент необходим в структуре ВС России.

Щепетильная война

Опыт войн начала XXI века свидетельствует: иррегулярные силы (ИС) будут использованы и для наступления, и для обороны страны. Соответственно в структуре ИС должны быть выделены основные функциональные элементы, разнящиеся целями применения и спецификой борьбы. Иррегулярные силы обороны (ИСО) – для решения задач на территории России. Активные иррегулярные силы (АИС) – за ее пределами.

На ИСО возлагаются задачи территориальной обороны и противодействия различным формам иррегулярной агрессии иностранных государств, для купирования которых привлечение армии нецелесообразно либо невозможно. К важнейшим относятся нейтрализация массовых беспорядков, борьба с террористическими группировками, бандформированиями. установление и поддержание особых правовых режимов, военного или чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных регионах, охрана важных объектов, в том числе хозяйственных. Кроме того, формирования ИСО будут следить за общественным порядком, участвовать в локализации техногенных катастроф. Могут привлекаться для борьбы с десантами и диверсионно-разведывательными группами ССО противника.

АИС должны участвовать в развертывании иррегулярных формирований в заданном районе, их политико-дипломатическом оформлении, планировании, организации и ведении боевых действий для решения конкретных оперативных задач. Эта весьма щепетильная сфера всегда была прерогативой спецслужб, однако масштабы партизанской войны в последнее время вывели ее за пределы их компетенции и возможностей.

Основу ИСО могут составить с учетом исторического опыта высокопрофессиональные специализированные (коммерческие и общественные), военно-патриотические (в частности входящие в ДОСААФ) и казачьи организации, а в перспективе – система военно-промышленных поселений (своего рода новое казачество).

Относительно АИС: к их созданию надо привлекать способные действовать за рубежом специализированные неправительственные организации, структура и квалификация сотрудников которых позволят эффективно заниматься подготовкой вооруженной борьбы и акций массового гражданского неповиновения.

Опыт боевых действий герильяс говорит о том, что без всесторонней оперативной, боевой и тыловой поддержки сколь-нибудь длительное ведение ими серьезных боевых действий невозможно. При этом все виды обеспечения иррегулярных формирований имеют отличную от армейской специфику. То же можно сказать об организации и управлении ИС. Это означает, что для них необходимо создавать специфическую систему обеспечения и руководства. И в ИСО, и в АИС должны присутствовать важнейшие типовые компоненты. Это прежде всего системы разведки и наблюдения, управления и связи. Особенно важны подсистемы технического, медицинского, финансового и отчасти продовольственного обеспечения, подготовки кадров.

Партизаны на довольствии


Поддержка действий иррегулярных формирований информацией, данными разведки регулярных ВС позволяет даже при весьма ограниченном составе герильяс достигать оперативного результата. Неменьшее значение имеет подготовка кадров, особенно полевых командиров. Помимо очевидной зависимости эффективности иррегулярных боевых действий от уровня подготовки комсостава, хорошая квалификация и политическая ангажированность в среднем и высшем звеньях позволят удерживать контроль над ИС.

Партизаны не могут быть в структуре регулярных войск. Другое дело – тыловое и боевое (оперативное) обеспечение, система управления. Официально в действиях иррегулярных формирований они задействованы не будут (кроме части, непосредственно включенной в иррегулярные формирования и полевую систему управления). Поэтому основа этих обеспечивающих систем, а также высшее и как минимум оперативное звено управления герильяс могут с соблюдением необходимой скрытности включаться в структуру ВС как особые части и подразделения.

Таким образом, помимо разделения по функционалу на ИСО и АИС, целесообразно выделить в ИС две компоненты по организационному признаку – войсковую и полевую. Первая должна быть составлена из элементов систем управления и всестороннего обеспечения с включением в состав регулярных ВС. Вторая – негосударственные организации, находящиеся под армейским контролем и опирающиеся на МТО по каналам Минобороны.

ЧВК и новое казачество

Анализ задач ИС свидетельствует, что в их основных формированиях выделяется два класса: профессиональные организации, привлекающие ограниченное число сотрудников с высоким уровнем подготовки, и структуры, располагающие значительными контингентами партизан с более низкими требованиями к квалификации.

Первые могут иметь любую форму, их главные отличия – профессионализм, относительно высокий уровень специализации, отсутствие привязки к конкретной территории, что позволяет действовать и в РФ, и за рубежом. Основной материальный источник – собственно военная деятельность по контракту с силовыми структурами государства. Можно выделить следующие типы организаций:

оказывающие военные услуги в решении специальных задач, включая непосредственное участие в боевых и миротворческих операциях;
охранные (защита объектов, обучение и предоставление телохранителей, разминирование);
занятые тыловым обеспечением в зонах БД, миротворческих операциях, а также войск, дислоцированных за рубежом;
занимающиеся спецподготовкой по отдельным отраслям для ВС, спецслужб, правоохранительных органов и др.;
военно-консалтинговые, привлекаемые к различным видам научных исследований и консультациям.

Могут создаваться специализированные организации для подавления беспорядков внутри страны, пресечения вооруженных выступлений, борьбы с терроризмом.

Формой, наиболее полно отвечающей существу этих организаций, вероятно, станет частная военная компания. Отечественным законодательством создание ЧВК не предусматривается, но правовая база – дело наживное. Пока никто не мешает гражданам России регистрировать ЧВК за рубежом – в странах, где создание таких организаций разрешено. Это, кстати, выгодно для обеспечения скрытности. Также не запрещено создавать специализированные коммерческие (и некоммерческие) организации России в «невоенных» формах и под невинными названиями с включением в перечень уставной деятельности соответствующих разделов.

Что касается структур, предназначенных для решения задач, предполагающих привлечение значительных контингентов относительно невысокой квалификации, как показывает опыт, их существование только за счет госконтрактов нереально в силу ограниченности ресурсов. В пределах одного военного округа может задействоваться до 250–300 тысяч человек. В масштабе страны потребные контингенты возрастут в разы. Поэтому организации, составляющие основу ИСО, должны отвечать ряду требований: обладать экономической автономностью, воспроизводить личный состав за счет специфической системы воспитания детей, поддерживать высокий уровень боеготовности, исправности вооружения и военной техники. И все это главным образом за свой счет, при минимальной господдержке.

Наиболее полно таким требованиям соответствует территориально-милиционный принцип формирования, предполагающий пребывание личного состава (причисленного к действительной службе в территориальных войсках) в местах постоянного проживания при шаговой доступности арсеналов и военной техники. Часть легкого стрелкового оружия может храниться и по домам. Ежемесячно каждый находящийся на действительной службе в территориальных войсках должен отдавать часть времени выполнению поставленных задач, мероприятиям боевой подготовки и поддержанию в исправности ВВТ. Естественно, дети с малых лет приобщаются к делу своих отцов. За каждым таким поселением закрепляется база хранения ВВТ, за которую отвечают глава поселения лично и все коллективно при жестком контроле территориальных органов военного управления, МВД и ФСБ.

Плата государства выражается в льготах – предоставлении бесплатных или по низким ценам земельных наделов, материалов для строительства и развития бизнеса, банковских и налоговых преференций. В виде исключения возможно вознаграждение за определенные виды службы.

Первичной организационной основой может быть военно-производственное поселение (ВПП) – малый город, поселок, станица. За каждым закрепляется зона ответственности.

Требование экономической автономности предполагает в качестве основной предпринимательскую деятельность – как семей, так и поселения в целом (материальной базой может быть коллективное предприятие).

Арсеналы формирований ИСО должны иметь легкое и тяжелое стрелковое оружие, легкобронированную технику, автомобили повышенной проходимости. Сообразно специфике задач это могут быть ВВТ устаревших образцов, в изобилии имеющиеся на складах МО РФ.

Такое поселение должно подчиняться администрации соответствующего района, в оперативном отношении – территориальному органу военного управления или командованию ближайшей военной части.

Количество ВПП и их служивого населения задается потребностями полноценного кадрового обеспечения решения всех задач ИСО, прежде всего территориальной обороны. В пределах военного округа территориальные войска должны иметь на чрезвычайный период порядка 100–150 тысяч человек, соответственно общее количество жителей ВПП может составлять 400–500 тысяч, живущих в 50–80 поселках (станицах).

Характер задач ИСО определяет, что высшим тактическим формированием будет отдельный полк иррегулярных войск (2000–3000 человек). В борьбе с ДРГ, террористическими группировками и бандформированиями это даст возможность сформировать две-три батальонные мобильные группы, что позволит создать достаточный перевес для гарантированного уничтожения противника. А при решении других задач – обеспечить контроль назначенного района или зоны. Помимо полка, могут формироваться отдельные батальоны и роты иррегулярных войск для частных задач в ограниченных районах, не требующих большого личного состава. Такая структура иррегулярных войск в системе ИСО фактически означает воссоздание реального казачества в России – малоуязвимого в силу специфики повседневной жизнедеятельности и под ударами информационной войны, надежной опоры государства в самых критических условиях.
Автор: Константин Сивков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/36159

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх