На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 134 подписчика

Частные военные подрядчики тренируют бойцов для джихада


На днях в журнале Foreign Policy вышла статья под громким названием The Blackwater of Jihad, которая провисела в топе самых читаемых материалов несколько дней. Сюжет вкратце заключается в том, что один предприимчивый узбек, отслуживший в российских ВДВ, организовал в Сирии контору по обучению боевиков-джихадистов.
Трое журналистов, расследовавших это дело, бьют тревогу, мол, это настолько удачная бизнес-модель, что появления ее стоит ждать по всему миру. И это может изменить баланс сил в региональных конфликтах в сторону разного рода бунтарей и террористов. А чтобы читатель забоялся еще больше, небольшую группу из русскоязычных инструкторов, которой руководил узбек Абу Рофик, пышно сравнивают с печально известной частной военной организацией Blackwater.
Для нас статья интересна прежде всего полетом мысли авторов и их умением сделать из мухи слона. Русскоязычные журналисты пишут о русскоязычных террористах. Такая вот несложная задача. Ко всему прочему сквозь текст красной нитью проходит мысль о том, что частные армии – это чуть ли не российское изобретение, а русская армия и Северный Кавказ являются чуть ли не основными поставщиками боевиков по всему миру.
Наш перевод для всех интересующихся (почти без сокращений).


Консорциум элитных, хорошо оплачиваемых бойцов со всех концов бывшего Советского Союза тренирует джихадистов в Сирии. Их бизнес-модель вскоре может выйти на мировой рынок.

Здесь можно увидеть тяжеловооруженных, умело снаряженных бронежилетами и баллистическими шлемами мужчин, которые штурмуют здания, защищают бункер и даже дают уроки по тактике ведения боя при помощи интерактивных досок.
Хотя названия этих видео на YouТube написаны на русском языке кириллицей, их фоновая музыка является исламской, известной как нашид, она часто используется экстремистскими группами в пропагандистских фильмах. Но эти люди не простые джихадисты. Они являются членами Malhama Tactical, первой в мире джихадистской консалтинговой фирмы и частного военного подрядчика (private military contractor – PMC).

Malhama Tactical не огромный военный конгломерат, как печально известный Blackwater (ныне Academi). Она состоит из 10 хорошо обученных боевиков из Узбекистана и своенравных мусульман из республик российского Кавказа. Но размер – это не всё в области военного консалтинга, особенно в эпоху социальных медиа. Malhama продвигает свои услуги через онлайн-платформы, и такой несложный маркетинг с лихвой окупается: программы боевых тренировок и обучения ведению боя славятся среди джихадистов в Сирии и их поклонников в других местах.
Этому способствует и то, что до сих пор группа не специализируется на услугах, ориентированных на свержение режима Башара аль-Асада и замену его строгим исламским правительством.

Лидером группы является 24-летний боевик из Узбекистана, который проходит под именем амира Абу Рофика. О нем мало что известно, кроме того, что он активно использует социальные сети, с помощью поддельных имен и ложной информации сводя на нет усилия по наблюдению за ним. Практически на всех видео и фото, размещенных в Интернете, он носит шарф или подшлемник, чтобы скрыть лицо, оставив видимыми только узкие темные глаза и длинные, немного спутанные черные волосы. Он свободно говорит по-русски, но с небольшим узбекским акцентом.



С момента запуска в мае 2016 года «Малхама Тактикал» (Malhama Tactical) стала делать оживленный бизнес в Сирии, заключив контракты на участие в боях, а также обеспечение обучения и военные консультации с такими группами, как «Джабхат Фатх аль-Шам» (отделение международной исламистской террористической организации «Аль-Каида» на территории Сирии и Ливана -прим.перевод) и «Исламская партия Туркестана» (исламистская организация, признана Верховным судом России террористической-прим.перевод), являющаяся уйгурской экстремистской группировкой из беспокойной китайской провинции Синьцзян.
И, несмотря на недавние неудачи повстанцев в Сирии, в том числе потерю Алеппо, спрос на услуги «Малхама Тактикал» в этой стране силен как никогда, о чём заявил сам Абу Рофик в одном из интервью в приложении Telegram.

Он также подумывает о расширении бизнеса в других местах. Его группа готова выполнять работу везде, где мусульмане-сунниты подвергаются гонениям. Он ссылается на Китай и Мьянму в качестве мест, которые выиграют от джихада. Он также предполагает, что «Малхама Тактикал» может вернуться к своим корням, возвращаясь к борьбе на Северном Кавказе против российского правительства.

В ноябре группа разместила объявления о вакансиях на Facebook, где заявила, что ищет инструкторов с боевым опытом.
В тексте сообщалось, что «веселая и дружная команда» ищет новобранцев, которые готовы «постоянно заниматься, развиваться, учиться и работать» с «Джабхат Фатх аль-Шам».
Инструкторам были обещаны один выходной в неделю и обязательный отпуск.
Формулировка условий работы более подходила какой-нибудь компании из списка Fortune 500, чем группе экстремистов, сражающихся в жестокой и кровавой войне. Джихад стал глобальным задолго до того, как появилась «Малхама Тактикал», но здесь он приобрел редкостный предпринимательский дух.

Хотя «Малхама Тактикал» является первым частным военным подрядчиком, работающим исключительно для экстремистских группировок, это едва ли не первый иностранный РМС, участвующий в сирийском конфликте.
Сирийская война длится уже почти шесть лет и стоила жизни более чем 400 000 мужчин, женщин и детей. И среди хаоса вооруженных групп, таких как «Исламское государство» (сокращённо ИГИЛ -террористическая организация запрещенная в России), левое крыло «Курдской рабочей партии» и «Джабхат Фатх аль-Шам», претендующих на территории и влияние, сирийский фронт также был благом для военных подрядчиков, которые нашли работу в боевых действиях по обе стороны фронта.

Первые сведения о наличии в Сирии частных военных подрядчиков относились к так называемому «Славянскому корпусу», злополучной организации, состоявшей из бывших русских военных, зарегистрированной в Гонконге и некоторое время работавшей вместе с правительственными войсками в 2013 году согласно отчету журнала Interpreter.
Однако вскоре стало ясно, что у них нет серьезной поддержки со стороны сирийского правительства.
Сначала сирийская армия украла у них свои транспортные средства, потом оказалось, что им никто не заплатил за работу, и, наконец, вертолет сирийских военно-воздушных сил упал на колонну «Славянского корпуса», ранив одного наемника, поскольку летел слишком низко и врезался в линию электропередачи.
Злоключения «Славянского корпуса» подошли к концу, когда группа распалась после поражения повстанцев в пустыне недалеко от города Сукна на юге Сирии в октябре 2013 года. Наемники вернулись домой в Москву и были быстро арестованы российской Федеральной службой безопасности (ФСБ) за несанкционированное участие в сирийском конфликте.

Вслед за собственным вмешательством Кремля в дела Сирии в сентябре 2015 года сюда прибыли около 1 500 российских наемников из группы «Вагнер» (печально известного и скрытного российского частного военного подрядчика), которые ранее воевали бок о бок с русскими сепаратистами в восточной части Украины, по данным расследования Sky News.
Их миссия состояла в том, чтобы помочь режиму Асада. И в отличие от «Славянского корпуса» «Вагнер» пользуется широкой поддержкой со стороны российского правительства. Дмитрий Уткин, бывший командир спецназа бригады военной разведки России, якобы ведет группу. Хотя о «Вагнере» мало что известно, считается, что группа имитирует модель Academi и опирается на поддержку российского правительства, включая полеты в Сирию на борту военно-транспортных самолетов российской армии и обучение спецназовцев на базе Молкино в юго-западной части России. «Вагнер» находится в Сирии и по сей день.
В то же самое время множество русскоязычных бойцов сражается бок о бок с группами джихадистов против сирийского правительства.
По словам экспертов частной аналитической компании Soufan Group, в Сирии находится по крайней мере 4 700 иностранных боевиков из бывшего Советского Союза, большинство из которых приехали из российских республик Чечни и Дагестана. Эти бойцы, как правило, прибывают в Сирию, будучи лучше оснащены и обучены, чем местные боевики, и обладают многолетним опытом боевого противостояния российскому правительству в горах Чечни и Дагестана в 1990-е и 2000-е годы.

Эти закаленные бойцы быстро завоевали уважение со стороны местных боевиков, которые обратили внимание на более высокую смертность русскоязычных боевиков по сравнению с местными. Они пришли, чтобы пополнить ряды как «Исламского государства» и «Джабхат Фатх аль-Шам», так и множество различных мелких группировок, где местные жители относятся к ним как к ингимаси (термин, применяемый в отношении своеобразных отрядов спецназа, используемых запрещенной в России террористической группой «Исламское государство»). Название взято из сахих-хадисов, описывающих воинов, врывающихся в самую гущу битвы и сражающихся вплоть до победы либо смерти в бою.


В то время как многие из их соотечественников воюют на фронте, бывшие советские бойцы из «Малхама Тактикал» пошли другим путем, найдя свою собственную нишу между мирами профессиональных частных военных подрядчиков и джихадистских группировок, действующих в Сирии.
Они ведут свою деятельность в качестве консультантов, торговцев оружием, а также (в некоторых случаях) как подразделения элитных солдат. Абу Рофик рассказал Foreign Policy, что, будучи молодым человеком, он переехал из Узбекистана в Россию, где помимо создания семьи занялся тем, что присоединился к одной из самых элитных воинских частей российского правительства, группе Воздушно-десантных войск, известных как ВДВ.
В 2013 году Абу Рофик уехал из России в Сирию, где вместо того, чтобы присоединиться к одной из фракций, как делает большинство иностранных боевиков, он оставался независимым и лавировал между ними вплоть до основания «Малхама Тактикал» в 2016 году.
Весь 2016 год подразделения «Малхама Тактикал» тренировали исламистскую группировку «Ахрара аль-Шам» и вместе с «Джабхат Фатх аль-Шам» участвовали в городских боях, чтобы помочь им в борьбе против сирийского режима в Алеппо.

На одном из видео идет обучение практике стрельбы из реактивных гранатометов (РПГ) и работа в качестве отряда для штурма здания. На другом команда из двух человек очищает помещения и устраняет цели с применением гранат и стрельбы, и всё под пристальным взглядом инструкторов «Малхамы».

Это обучение стоит недешево: один выстрел из РПГ, по оценкам, стоит около $800 каждый. Именно поэтому военная подготовка для большинства повстанцев и джихадистских отрядов в Сирии, как правило, состоит из физической подготовки и тренировки меткости.
Но для джихадистов групп, которые могут себе это позволить, обучение своей пехоты стоит этих затрат. Один европейский военный подрядчик на условиях анонимности признался, что тактические навыки группы обеспечили бы и его, и тех, кого он обучает, явному преимуществу в бою.



Бойцы «Малхама Тактикал» также выступали в качестве специальных сил для различных групп джихадистов. В сентябре 2016 года они воевали вместе с «Исламской партией Туркестана», чтобы дать отпор режиму Асада во время нападения на юге Алеппо.

Тем не менее Абу Рофик говорит, что главной целью его подразделения является обучение других джихадистских повстанцев и группировок, а не сражения на линии фронта. Абу Рофик признал, что «Малхама» также производит по мере необходимости оборудование для других групп джихадистов, например аксессуары для РПК, чрезвычайно популярного 7,62-мм пулемета Калашникова.

Жилеты и упоры, широко используемые в Алеппо во время интенсивных боевых действий, особенно востребованы среди джихадистов.
«Малхама Тактикал» очень серьезно относится к своему продвижению в соцсетях. Группа рекламирует свои услуги через Facebook, YouТube, Twitter и российскую социальную сеть «ВКонтакте», хотя учетные записи группы были недавно приостановлены. Ее подача в Instagram создает ощущение, что это страница крупного производителя корпоративного пистолета. Она имеет вычурный стиль, отфильтрованные фотографии оружия и боевиков, взятых с разных ракурсов, и всё это перемежается различными высококачественными логотипами.
Имея 208 160 просмотров на YouTube, «Малхама» получает большой охват в пользовательской среде, особенно учитывая свой небольшой размер.

Для сравнения: Свободная сирийская армия, которая в 50 раз больше и на полгода старше, имеет чуть более 110 000 просмотров на YouТube.
Множество пользователей – от повстанцев в Сирии до украинских солдат и российских сепаратистов в Донецке – комментируют эти видео.
Группы в Facebook – также витрина бесплатных онлайн-гидов для джихадистов, охватывающих монтаж импровизированного гранатомета, чистку оружия, клиринг номеров, а также городские бои и другие навыки.

Инструкторы группы организуют онлайн-тренинги по различным темам, включая первую помощь на поле боя, применение оружия (такого как RPG-7s), систему сигналов руками для городского боя, массу сведений о том, как проводить засады, и многое другое.
Абу Рофик настаивает на том, что он не является наемником. Он говорит, что мотивация его группы выходит за рамки денег.
«Наша цель иная. Мы боремся за идею, – сказал он, – а именно ведем джихад против Асада».
«Мы увидим гораздо больше этой деятельности в ближайшие десятилетия», – считает Шон Макфейт, доцент Национального университета обороны и автор современной книги о частных армиях.

Для Макфейта рост «Малхама Тактикал» является естественным ответвлением длительной сирийской войны, но смесь экстремистской идеологии с деятельностью частного военного подрядчика является уникальной и тревожной тенденцией.
«Такая джихадистская группа – это новая веха современной войны», – говорит Макфейт.
Деятельность Абу Рофика принесла ему нежелательное внимание со стороны русского правительства, которое рассматривает его как серьезную угрозу.

7 февраля российские авиаудары разнесли квартиру Абу Рофика в Идлибе, в результате были убиты его жена, малолетний сын, а также несколько других гражданских лиц. Несмотря на первоначальные сообщения об обратном, местный источник подтвердил, что авиаудары настигли и самого Абу Рофика.



Он вышел из своей квартиры за несколько минут до ракетного удара, чтобы помочь другим пострадавшим от авианалета, и сам попал под удар.
Но в любом случае джихадистская модель частного военного подряда Абу Рофика уже оказала значительное влияние в боях на севере Сирии и вскоре может вдохновить подражателя организаций за пределами Ближнего Востока.
Даже если Абу Рофик действительно убит и «Малхама Тактикал» распалась, он уже поднял знамя войны против Асада и, возможно, даже против мирового военно-промышленного комплекса.

P. S . Концовка этого сюжета до боли напоминает знаменитый стишок Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха»:
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!

*верхнее фото (с)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх