На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 177 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда
    Россия испокон веков спасала всех, кто нуждался в помощи и кто просил защиты! Но благодарность была только в момент с...Скотт Беннетт зая...
  • Аршак Меликджанян
    мораторий (именно мораторий, а не запрет) вводили без переписывания, ввести тоже могут, достаточно изменить положение...Глава КС Зорькин ...
  • Владимир
    Краснов должен нарастить усилия своей службы. Перед ним открываются немыслимые горизонты воровста госсобственности.Возвращаем украде...

Приднестровская история. Часть 1. Сепаратизм 90-х

Klim Podkova

Узнав, что я из Приднестровья, ко мне часто обращались с просьбой рассказать, «чего вы там не поделили с молдаванами?» Рассказывал. И меня постоянно просили об этом написать. Начинаю цикл статей «Приднестровская история». Не ждите здесь жареных фактов, рассказов о подковёрных интригах и тайнах мадридского двора.

Приднестровские события глазами рядового обывателя.

Эпидемия сепаратизма

В 1991 году СССР захлестнула волна сепаратизма. «Хватить кормить Россию!» слышалось от Бреста до Владивостока и от Таймыра до Кушки. Узбеки и грузины, армяне и латыши, таджики и молдаване были уверены, что их республики потенциальные Монако и Швейцарии и только Россия, гирей висящая на их ногах, мешает рвануть им в светлое будущее.

Умные люди предупреждали, что в случае распада в шоколаде останутся Россия, Туркменистан и Казахстан, а всех остальных (в том числе и Украину) ждёт печальное будущее, но их никто не слушал. Грузины с криками «пусть русские сдохнут без наших мандаринов!» разбирали рельсы, прибалты, с завистью глядя на Финляндию, шипели, что Россия лишила их европейского счастья, а на Украине всерьёз рассказывали про золото гетмана Полуботка, хранящееся в подвалах лондонских банков, завещанное им украинскому народу. Молдаване всерьёз мечтали стать помидорными королями Старого Света (мы своей томатной пастой завалим всю Европу!)

И по всем республикам СНГ прокатилась волна погромов. Жившие в республиках русские отвечали за всё: за многовековое притеснение, за оккупацию, за колониальную политику… - за всё. Сегодня постоянно говорят о притеснениях русских в Прибалтике. Товарищи! Судьба русскоязычных в Латвии, Литве и Эстонии не сахар, но их доля была не самой страшной: их притесняли, но их не убивали. Кто хлебнул горя по полной, так это русские республик Средней Азии. Беженцы из азиатских республик зачастую уезжали, увозя с собой только самое дорогое: свои жизни. Квартиры, нажитое за многие годы имущество – всё оставалось коренному населению в качестве компенсации за годы российского ига.

Может, кто и забыл, но волна русофобии не остановилась на границе, а хлынула и в многонациональную Россию. В Чечне русских в 1989 было 24,8%, в 2010 – 1,92%. За 20 лет республику покинули 280 тыс. русских, и уехали они не от хорошей жизни. За прочие регионы России не скажу, но помню, что в 90-х сильно давили русских в Туве.

Не обошла эта чума и Молдавию.

Гонения русских в Молдавии

В 1989 году молдавские националисты объединились в Народный Фронт Молдовы. Отдельные националистические выходки стали носить регулярный организованный характер. Толпы националистов ходили по центральным улицам Кишинёва, скандируя «Ной сынтем акасэ!» (Мы у себя дома!), «Вымоем асфальт русской кровью!», «Русских за Днестр, евреев в Днестр!» «Чемодан-вокзал-Россия!» «Россия, забери своих заблудших сыновей обратно!»

Отец семейства на стенания дочери «долго мы ещё будем в однокомнатной квартире ютиться?» отвечал: «Потерпи ещё немного, и выберешь любую в нашем доме, которая тебе понравится». На улицах Кишинёва били тех, кто разговаривал на русском: заходили в автобус и спрашивали на молдавском, кто не понимал – тех били.

14 мая 1989 года вечером в центре города, в двух шагах от здания Верховного Совета националисты бросились на русского парня с девушкой. Парень крикнул спутнице: «Беги!», а сам стал у подонков на пути. Его били, повалили, топтали ногами. В больнице на вопрос врача «За что тебя так?» прошептал: «За то, что говорил по-русски». Он умер. Его звали Дмитрий Матюшин, ему было 18 лет.

Русская оборона

Понятно, что русские пытались сопротивляться, но во-первых, они оказывались в меньшинстве, а во-вторых, государственная машина работала против них. Если на деятельность НФМ кишинёвские власти закрывали глаза, то малейшие попытки русских организоваться пресекались властями на корню. В соответствие с национальной политикой СССР, все значимые государственные посты занимали представители коренной национальности. Милиция, прокуратура, городская и республиканская администрация – всюду сидели местные нацкадры, у которых русскому человеку искать поддержку было бесполезно.

В этой атмосфере и проявил себя приднестровский феномен. В левобережных районах самоорганизовался очаг сопротивления, который сумел оформиться в независимое государственное образование, отстоял своё право на независимость с оружием в руках и существует по сей день.

Почему именно Приднестровье? Об этом в следующий раз.

Продолжение следует.

Источник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх