На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 314 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда
    Это "нюанс" от Владимира Владимировича)😉ПВО на смогла пер...
  • Модест
    Русь! Дай ответ! Не даёт ответа...Кто «открывал вор...
  • карюкалов вячеслав
    Действительно.В Одессе застрели...

Зачем в Советском Союзе строили аэродинамические катера

Советский «москитный» флот – совершенно отдельная глава в истории. Зародился он в 1927 году с появлением первого торпедного катера, и с тех пор маломерные корабли развивались стремительными темпами, а некоторые их экземпляры до сих пор вызывают удивление и большие вопросы.


В частности, зачем вообще понадобилось создавать такую экзотику, как торпедный катер Г-6?

Торпедные катера, начало

Первый торпедный катер АНТ-3 «Первенец».
Первый торпедный катер АНТ-3 «Первенец».

В конце 1920-х годов в Советском Союзе всерьёз задумались о торпедных катерах как о действенной мере против угрозы со стороны крупных надводных кораблей. Концепция этих небольших, но быстрых судов строилась на идее внезапного удара: «подскочив» на высокой скорости, катер должен был выпустить торпеды и уйти прежде, чем противник успеет ответить. Для советского командования это была очень заманчивая идея. Вместо строительства дорогостоящих крейсеров и линкоров можно было создать флот небольших, но при этом многочисленных атакующих кораблей. Это было очень актуально для защиты побережья и мелководных участков, где большие корабли были уязвимы и фактически бесполезны.

Москитный флот СССР.
Москитный флот СССР.

Вот только «москитный флот» оказался с большим и неприятным сюрпризом. С одной стороны, катера того времени отличались высокой манёвренностью и могли разгоняться до скоростей, недоступных большинству военных кораблей. Их небольшой размер позволял им оставаться незамеченными, а использование стандартных авиационных двигателей делало производство и обслуживание сравнительно доступными. В идеальных условиях они могли представлять серьёзную угрозу даже для крупных кораблей. Однако практическое применение показало другую сторону, а самой большой проблемой стали погодные условия, когда сильное волнение превращало скоростной катер в неуправляемую платформу, не способную точно прицелиться. К тому же, ранние советские торпеды не отличались надёжностью, а низкий уровень мореходности (способности плавать при сильном волнении) превращал жизнь экипажа в настоящую пытку.

Торпедные катера.
Торпедные катера.

Правда, перспективы оказались слишком заманчивыми, и со временем появились более совершенные катера с более мощными двигателями, усиленным корпусом и улучшенными торпедными аппаратами. К началу 1930-х советские катера уже представляли собой грозную силу, особенно в прибрежных районах, а потом появилась настоящая экзотика – торпедные катера Г-5 и Г-6.

Началось всё с Г-5

Торпедный катер Г-5.
Торпедный катер Г-5.

Работа над торпедным катером Г-5 началась в конце 1920-х годов под руководством конструктора Туполева, который и предложил использовать в качестве его основы корпус из дюралюминия. Это позволило сделать катер лёгким и быстрым, но при этом достаточно прочным для выполнения боевых задач. Советское командование рассчитывало, что подобные катера станут основой нового флота, способного атаковать крупные корабли врага, не вступая в прямое столкновение. Конструкция во многом была продиктована требованиями скорости и скрытности, поэтому катер получил характерные обводы корпуса и минималистичный профиль.

Катер Г-5.
Катер Г-5.

Катер Г-5 имел длину около 19 метров и мог разгоняться до 50 узлов, что делало его одним из самых быстрых в своём классе. Он был вооружён двумя торпедами, которые сбрасывались с кормы, поэтому техника атаки была совершенно особенной: катер должен был пройти мимо цели и сразу уйти на разворот. Дополнительно устанавливались пулемёты для защиты от авиации и лёгких кораблей. Благодаря малой осадке катер мог действовать на мелководье и использовать естественные укрытия для внезапных атак.

Торпедные аппараты.
Торпедные аппараты.

Основные операции с участием Г-5 проходили в Балтийском и Чёрном морях, где катера использовались для нападения на вражеские корабли и охраны побережья. Они могли действовать группами, что увеличивало их эффективность, а одиночные вылазки были рискованными — бронирование практически отсутствовало, и любой удачный выстрел мог вывести катер из строя. В боевых условиях выяснилось, что высокая скорость не всегда спасает от артиллерийского огня, а зависимость от погодных условий серьёзно ограничивает применение. Хоть сколько-нибудь сильное волнение делало катер абсолютно бесполезным. Несмотря на недостатки, Г-5 доказал свою эффективность в боях и стал важным элементом советского флота. С более продвинутым катером Г-6 всё сложилось совсем по-другому.

Огромный торпедный катер Г-6

Транспортировка катера Г-6.
Транспортировка катера Г-6.

В середине 1930-х годов в Советском Союзе начали прорабатывать проект более крупного и мощного торпедного катера, который должен был превзойти Г-5 по всем параметрам. Работы велись в ЦКБ-19, и к концу десятилетия появился Г-6. Его отличала увеличенная длина, более массивный корпус и усиленное вооружение. Планировалось, что этот катер будет не только быстрее и лучше защищён, но и сможет нести больше торпед, что расширяло его боевые возможности.

Работа над катером.
Работа над катером.

Г-6 имел длину около 25 метров и развивал скорость до 55 узлов благодаря более мощным двигателям. В отличие от Г-5, он получил бронированную рубку, что повышало шансы экипажа на выживание в бою. К тому же, он имел совершенно экзотический внешний вид и аэродинамический корпус. Основное вооружение включало четыре торпеды, размещённые в специальных пусковых установках, а также несколько крупнокалиберных пулемётов для самообороны. Этот катер мог атаковать цели с большей эффективностью, не подвергаясь таким же серьёзным ограничениям, как его предшественник.

Торпедный катер Г-6.
Торпедный катер Г-6.

Однако с ростом размеров появились и новые проблемы. Большая масса сказалась на манёвренности, а конструкция оказалась сложнее в производстве и обслуживании. Катер получился настолько огромным, что даже его перевозка стала большой проблемой. От места сборки к месту эксплуатации его приходилось доставлять по железной дороге, причём на отдельных участках путь специально подготавливали, чтобы катер мог пройти. Иногда транспортировка требовала частичной разборки, а затем сборки на месте, что усложняло и без того непростую эксплуатацию. Кроме того, при сильном волнении даже увеличенный корпус не всегда обеспечивал достаточную устойчивость. В реальных боевых условиях Г-6 показал себя неоднозначно: он действительно имел больше возможностей, но сохранял многие недостатки малых катеров, особенно в плане выживаемости под огнём противника.

Торпедные катера.
Торпедные катера.

В конечном итоге проект Г-6 оказался не у дел, несмотря на свою более чем интересную конструкцию. В 1938 году на него установили вооружение (чтобы потом демонтировать), в 1939 году приняли в эксплуатацию, а использовали не в соответствии с основным предназначением. Он оказался к подобной работе совершенно не готов. В конечном итоге с него устанавливали глубинные бомбы, а торпедные аппараты оказались бесполезны из-за большой отдачи и солидного веса. В середине 1950-х годов его списали и превратили в памятник.

https://t.me/dozornyinadsharom/24485

 

Ссылка на первоисточник
наверх