На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 120 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Котельникова
    Глупость тотальная. Мне интересно знать, а почему не велась запись приема? Она должна была быть, если не вели запись,...Педиатра Буянову ...
  • Владимир Моргунов
    ПОСЕЙДОНЫ НЕ ПРОМАХНУТСЯ, ПРОМАХНУЛСЯ РОЗОВОЩЕКИЙ !!Кэмерон «делает Б...
  • Багира
    Я бы  посадила  вас,  чтобы  не  писал  глупые  комментарии😆Педиатра Буянову ...

Удачная конструкция и солидный возраст: потенциал гаубицы Д-30

Удачная конструкция и солидный возраст: потенциал гаубицы Д-30
Гаубица Д-30 береговых войск Каспийской флотилии на учениях, февраль 2021 г.

122-мм буксируемая гаубица Д-30 или 2А18 была принята на вооружение Советской армии в 1960 г., а через несколько лет начались поставки такого оружия зарубежным странам. Несмотря на солидный возраст, гаубица в исходном и модернизированном варианте показывает высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики. Она все еще сохраняет достаточный потенциал и при грамотном использовании остается удобным и эффективным огневым средством.

Перспективный образец


Разработка будущей гаубицы Д-30 велась в пермском ОКБ-9 с весны 1954 г. Целью проекта являлось создание новой 122-мм гаубицы для замены существующего орудия М-30 обр. 1938 г. Заказчик требовал повысить огневые характеристики, а также обеспечить круговую наводку без перемещения орудия.

В проекте использовался ряд новых смелых решений, однако его разработка заняла около года. В 1955 г. началось изготовление и испытание опытных орудий. Доводка конструкции растянулась на несколько лет, и государственные испытания гаубица прошла только в конце пятидесятых. 12 мая 1960 г. орудие приняли на вооружение под обозначениями 2А18 и Д-30.


Пермский Завод №9 быстро освоил массовый выпуск новой гаубицы. Серийные изделия активно поставлялись в артиллерийские части сухопутных, береговых и воздушно-десантных войск, где постепенно вытесняли устаревшие М-30.

Во второй половине семидесятых, по опыту эксплуатации и применения первой версии 2А18, был разработан проект модернизации Д-30А / 2А18М. Этот проект предусматривал минимальное изменение исходной конструкции, однако замена отдельных деталей позволила повысить некоторые характеристики. В дальнейшем орудия двух модификаций эксплуатировались параллельно.

Также разрабатывались новые варианты гаубицы. Самым успешным оказалось 122-мм орудие 2А31 для самоходной установки 2С1 «Гвоздика». Оно производилось большой серией и массово попадало в сухопутные артиллерийские части. Несколько отечественных вариантов обновления до серии не дошли. Кроме того, иностранные государства пытались проводить собственные модернизации.

Активная эксплуатация Д-30А в российских вооруженных силах продолжалась до начала десятых годов. С 2013 г. 122-мм буксируемые гаубицы сухопутных войск начали заменять аналогичными самоходными системами. При этом изделия Д-30А остались на вооружении ВДВ в качестве относительно легкого и мобильного огневого средства с возможностью парашютного десантирования.


Тренировка салютного дивизиона ЮВО. Используются гаубицы Д-30А. Февраль 2020 г.

С шестидесятых годов гаубицы Д-30(А) поставлялись на экспорт. Такое оружие получали государства ОВД, а также дружественные страны Азии и Африки. Кроме того, советские гаубицы достались независимым странам на постсоветском пространстве. В общей сложности Д-30 имеются или имелись у 60-65 стран и ряда вооруженных формирований.

Технические особенности


Изделие Д-30 представляет собой буксируемую гаубицу на лафете оригинальной конструкции, предназначенную для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций. В походном положении орудие имеет длину 5,4 м и массу ок. 3,3 т. Буксировка орудия производится при помощи тягача МТ-ЛБ, «Урал-4320» и т.п. Скорость возки – до 60 км/ч. Расчет – 6 чел.

Д-30 имеет нарезной ствол калибром 122 мм длиной 35 клб с дульным тормозом. В первой модификации использовался щелевой тормоз с буксировочной балкой на шарнире. В проекте Д-30А внедрили новый двухкамерный тормоз с жестко закрепленной балкой. Казенник вмещает полуавтоматический клиновой затвор, перемещающийся вертикально. Используются гидропневматические противооткатные устройства; их цилиндры прикрыты броневым кожухом.


В ходе тренировки по развертыванию орудия

Гаубица получила оригинальный лафет, обеспечивающий круговую горизонтальную наводку. Нижний станок такого лафета имеет три станины, разводимые в разных направлениях и закрепляемые сошниками. В центре станка имеется домкрат для подъема орудия, упрощающий работу со станинами. Предусмотрен подрессоренный колесный ход; при стрельбе колеса вывешиваются над грунтом. Верхний станок лафета имеет традиционную конструкцию с приводами наведения и щитовым прикрытием.

Орудие может вести огонь в любом направлении. Углы возвышения меняются от -7° до +70°. При этом максимальные углы достигаются только при нахождении казенника между подвижными станинами – при максимальной устойчивости системы.

С точки зрения управления огнем Д-30 практически не отличается от других орудий того времени. Для стрельбы прямой наводкой используется телескопический прицел ОП-4М. Для закрытых позиций предназначена панорама ПГ-1. Прицелы и маховики наведения, а также спусковой рычаг расположены на верхнем станке слева.


Подготовка к стрельбе. Виден домкрат, упрощающий работу расчета

Гаубица Д-30(А) использует всю отечественную номенклатуру 122-мм выстрелов раздельного заряжания. Основными являются осколочно-фугасные снаряды ряда типов массой 21,7 кг. Орудие разгоняет их до 690 м/с и отправляет на 15,2 км. Активно-реактивный снаряд летит на 21,9 км. Возможно применение кумулятивных, дымовых и иных боеприпасов, а также управляемых снарядов. Скорострельность – 6-8 выстр./мин.

Причины долголетия


На момент своего появления гаубица Д-30 во всех отношениях превосходила существующие 122-мм системы. Преимущества в технических, боевых и эксплуатационных характеристиках удалось получить за счет ряда оригинальных решений и технологий. Кроме того, они создали задел на будущее, благодаря которому Д-30 до сих пор остается актуальной и сохраняет свое место во множестве армий.

Существенные преимущества перед имеющейся М-30 удалось получить за счет использования новых материалов и технологий. Кроме того, свой вклад внесла оригинальная конструкция лафета. Так, в походном положении новая Д-30 была примерно на 200 мм короче М-30 – при использовании более длинного ствола. Д-30 была на 150-200 кг тяжелее существующей гаубицы, но это компенсировалось отсутствием передка.

Гаубица Д-30 может использоваться с разными тягачами. Эта функция фактически может возлагаться на любое транспортное средство с достаточной грузоподъемностью и тягой на крюке. Тягач должен буксировать орудие по дорогам и местности, а также перевозить расчет и боекомплект в штатной таре. ВДВ могут десантировать гаубицы 2М18(М) на существующих парашютных платформах, чему способствует ограниченная масса и размеры.


Наводчик за работой. Используется панорама ПГ-1 для стрельбы с закрытых позиций

Лафет оригинальной конструкции с тремя станинами был разработан для обеспечения круговой горизонтальной наводки – подобных возможностей не имела ни одна предыдущая отечественная гаубица. Благодаря такому лафету перенос огня на большие углы не требует перемещения всего орудия. При этом удалось сохранить возможность стрельбы по навесным траекториям.

Для гаубицы 2А18(М) создана широкая номенклатура совместимых боеприпасов разного назначения. С их помощью орудия могут поражать разнообразные цели или решать иные задачи на дальностях более 15 км и до 22 км. Те же боеприпасы использует самоходка 2С1. Это упрощает снабжение артиллерийских частей и совместное применение орудий разных типов.

В последние годы удалось дополнительно повысить боевую эффективность гаубиц. Подразделения с таким вооружением получили современные системы управления огнем, средства связи и передачи данных. Новые приборы ускоряют процесс получения целеуказания, выработку данных для стрельбы и нанесение удара.

Несмотря на специфическую конструкцию лафета и совершенство артиллерийской части, гаубица Д-30(А) не отличается сложностью эксплуатации. Подготовленный расчет способен использовать ее в любых условиях и показывать высокие результаты. Развертывание занимает минимальное время; основные операции по обслуживанию осуществляются расчетом.


Залп батареи Д-30А

Гаубица Д-30 также известна высокой надежностью. Опыт конфликтов последних десятилетий показывает, что это изделие может эффективно работать в разных условиях и успешно выполнять огневые задачи. При правильном использовании поломки практически исключаются, а возможные неполадки исправляются штатным образом.

Доказанные преимущества


Таким образом, в конце пятидесятых годов советские конструкторы смогли создать более чем удачную гаубицу. За счет использования ряда оригинальных технических идей удалось получить высокие тактико-технические характеристики – а также потенциал для дальнейших модернизаций и длительной службы. И результаты всего этого можно наблюдать прямо сейчас.

Несмотря на большой возраст, гаубица Д-30 / 2А18 остается на вооружении множества стран и активно используется в различных конфликтах. Можно предполагать, что эксплуатация таких вооружений будет продолжаться еще несколько десятилетий. Этому способствует как большое количество существующих орудий, так и их высокий технический потенциал.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны РФ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх