На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Борис Данилин
    ... интересная мадам.Бывшего первого з...
  • Патриот Сусанин
    Анжела, а если её СРОЧНО НЕ УБРАТЬ и не отрегулировать дозы корма на ПОЛЕЗНЫЙ режим, то Кормушка съест её владельца!!...В МВД взялись за ...
  • Владимир Уфимцев
    Что болтать то? Давайте голосовать... пока гарант опять не побожился на ельцынской конституции. Просто потом все зати...О коррупции, сове...

Компьютерные игры делают школьников умнее



Учёные из северной Европы решили проверить, как цифровые развлечения влияют на интеллект школьников. А то знаете, ходят как сутулые зомби — ноги по тротуару волочат, головы опущены, в руке смартфон… Учёные взяли 10 тысяч детей, опросили, замерили интеллект. Подождали два года, провели повторное исследование.

Результаты примерно следующие. Сидение в соцсетях приводит к деградации, отупляет. Просмотр видео не оказывает влияния на интеллект. Компьютерные игры делают детей умнее (ссылка 1, ссылка 2).

Лично меня выводы учёных совершенно не удивили.

Социализация, общение в соцсетях — занятие древнее, примитивное, интеллект там задействуется слабо. Может быть, в высшем свете Османской империи и были тонкие интриги с хитрыми многоходовками, но у школьников ничего такого нет. Подростковая социализация сводится к взаимному вычёсыванию, как у обезьян, да к одобрительному хлопанью своих диких сородичей по спине. А так как хорошо социализированные школьники общаются преимущественно друг с другом, напитаться интеллектом им сложно — не от кого.

Вообразите каторжника, который работает на галере. Мы можем ожидать, что он поумнеет, в двух случаях:

1. Каторжник занят каким-то делом, требующим интеллекта.
2. Каторжник общается с кем-то умным.

Грести веслом — работа физическая, напрягать мозг гребцу не надо. Соседом каторжника по скамье почти наверняка является не злодей-интеллектуал, а простой преступник, угодивший на каторгу за кражу корзинки с репой из трактира. Следовательно, шансов поумнеть за время программы «Работай и путешествуй» у каторжника почти нет.

Так и с соцсетями. Ставить друг другу лайки — занятие механическое, спинномозговое. Из собеседников по большей части сверстники, причём далеко не самая умная их часть. Вот, пожалуйста, и результат.

С видео дела обстоят лучше. Если средний школьник значительно глупее среднего взрослого, — мозг полностью формируется к 25 годам, — то знаменитые писатели, режиссёры и журналисты, напротив, являются интеллектуальной элитой. Не все поголовно, разумеется, есть среди богемы и салонные дураки, но довольно многие из них.

Тут происходит настоящая магия: третьеклассник Пупкин из деревни Дальние Болота включает кино, после чего на два часа оказывается в окружении умных и талантливых людей. Заочное общение с мэтрами целлулоида облагораживает тех, кто слушает советов родителей и смотрит хорошие фильмы.

К сожалению, большая часть школьников киноклассику не смотрит. Школьники предпочитают наблюдать за видеоблогерами, которые вещают разную чушь или играют в компьютерные игры. Однако, как ясно из исследования, такое занятие как минимум не вредит: может быть, потому что даже молодёжный блогер в среднем весьма смышлён.

Ещё полезнее компьютерные игры. Они делают школьников умнее, так как… именно для этого игры и предназначены. Играют ведь не только человеческие детёныши — природа заложила механизм игры и в кошек, и в собак, и даже в маленьких крокодилов. Таким образом идёт процесс обучения, тренировки молодняка. Сначала щенки догоняют друг друга во время игры, потом догоняют настоящую добычу в лесу.

Большая часть компьютерных игр не является обучающей в том смысле, который вкладывают в это слово зануды — играя в Контру, школьник не выучит тригонометрических формул. Однако игры заставляют детей думать, причём думать практически, решая комплексные и сложные задачи с напряжением сил. Неудивительно, что в процессе игры мозг тренируется, а общий уровень интеллекта растёт. Растёт не только по сравнению с теми, кто сидит в соцсетях, но и по сравнению с теми, у кого вообще нет доступа к компьютеру, кого родители бьют бумажными книжками по голове.

Другие исследования показывают, что игра в шахматы, например, не делает людей умнее: она развивает исключительно умение играть в шахматы. С компьютерными играми, как видите, дела обстоят лучше. В этом феномене надо разбираться, но я заранее осторожно предположу, что причина заключается в отсутствии жёсткого набора формальных правил. В той же Доте, к примеру, 120 героев, и у каждого из них по 4-5 уникальных умений. Зубрить дебюты там бессмысленно, в каждой катке приходится задействовать мозг целиком.

Скептики скажут сейчас, что Дота — игра для интеллектуалов, тогда как школьники предпочитают что-нибудь попроще. Например, финский донатный мусор на смартфонах или, в лучшем случае, вырожденные сетевые перестрелки на основе Майнкрафта.

Соглашусь. И с интересом подожду следующего раунда исследований, когда учёные будут сравнивать не игры с соцсетями, — тут победитель уже определился, — а игры с играми.

Игры бывают очень разными, так что я убеждён, что по итогам исследования у учёных выйдет что-то типа рейтинга — в списке будут игры, которые глубоко развивают интеллект, и будут игры, в которые вообще безопаснее не играть. Однако предсказать заранее, какие конкретно игры окажутся наиболее полезны, я не могу. Возможно, вершину рейтинга займут не зубодробительные песочницы типа ДФ, а что-нибудь совсем простое и вульгарное, совершенно неинтересное опытным искушённым игрокам. Например, Симулятор Кресла, который, при всей своей простоте, всё же способен кое-чему важному научить.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх