На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 121 подписчик

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Олени, блин.Финляндия намерен...
  • Россиянин
    Такие личности пролезли в Госдуму по партийным спискам. Я например всегда был против таких голосований, и никогда не ...ИСК ДЕПУТАТА К БО...
  • Сергей Рубцов
    Браво нашим ребятам - освободителям!!!!!!Фронтовики на параде

«Как должно вооружаться ратному мужу»

«Гектор прощается со своей женой и детьми и вооружается для своей последней битвы». Миниатюра в версии из «Послания Отеи». Поместье Уоддесдон. Коллекция Джеймса А. Ротшильда

«…возьми щит и латы и восстань на помощь мне;»
Псалтирь, 34:2

Рассказы об оружии. Средние века. В одном из предыдущих материалов нашего цикла комментирующих особенно заинтересовали не столько даже сами доспехи, сколько то, что у их носящих было «под низом» (то есть, а что же и как они носили под латами). И тут, к нашему общему счастью, имеется манускрипт примерно 1485 года, где очень подробно рассматривается этот вопрос, вот только иллюстраций в нём очень уж мало. Этот манускрипт называется «Как должно вооружаться ратному мужу», и вот сегодня мы с его содержанием познакомимся очень подробно. Написан он был, правда, на среднеанглийском языке, то есть современному человеку читать его в подлиннике просто невозможно, но нашлись среди англичан хорошие специалисты, которые его перевели на современный язык, а уж с его переводом сегодня проблемы не существует.


Рыцарь, надевающий доспехи для участия в пешем турнире. Страница с миниатюрой из манускрипта конца XV столетия «How a Man Schall be Armyd» («Как должно вооружаться ратному мужу»). Считается, что эта иллюстрация – единственный пример изображения средневекового военного дублета с нашитыми на него кольчужными вставками. «Валет» (слуга) завязывает на нём кольчужную «юбку». Большой «бацинет» рыцаря ожидает его на столе, а короткая алебарда и альшпис стоят у стены. «Манускрипт Гастингса», ок. 1485 г. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Начнём с того, что облачение рыцаря всегда начиналось от ступней ног и далее шло всё выше и выше. Прежде всего он натягивал на ноги чулки, сделанные из тканой шерсти. В рукописи Гастингса упомянуты такие чулки, или обмотки из «стамин сенджилл» – камвольной ткани, которую производили в Норфолке. Ну а башмаки, в которые следовало обуться, и вовсе описаны в мельчайших подробностях:

«…пара туфель из толстой кордовской кожи, с тремя небольшими шнурками… уместно иметь шнурки из лучшей бечевки, между этими шнурками на пятке и на средине ступни должно быть расстояние в три пальца.»

То есть зашнуровывалась обувь по ноге очень плотно, причём как спереди, так и сзади.


Конец «эпохи кольчужно-пластинчатых доспехов». Все всадники в шлемах бацинет с кольчужным оплечьем, поверх кирас надеты цветные джупоны. На конях попоны и маски-шафрон. «Большие хроники Франции», 1390-1405 гг. Национальная библиотека, Париж

Согласно «рукописи Гастингса», под фланелевым «поддоспешным», или (как он назван в рукописи) «военным дублетом», имевшим подкладку из атласа, рубашку не носили. Но тут сразу возникает вопрос, а как поддерживались тогда чулки, поскольку они в середине XV столетия доходили только до бёдер, и даже позднее, став длиннее, они всё равно прикреплялись к гражданскому дублету при помощи завязок.


Кольчуга как средство защиты играет всё меньшую роль. На доспехах на этой миниатюре кольчужной является лишь «юбка» кирасы и бармица у одного из рыцарей. «История Троянской войны, написанная простым языком», 1390-1400 гг. Южная Германия. Австрийская национальная библиотека, Вена

Поскольку ношение гражданского дублета под доспехами маловероятно, нужно допустить наличие у военного дублета внизу хотя бы пары петель или чего-то похожего, к чему можно было бы подвязать чулки. Но только спереди, потому что с практической точки зрения сзади чулки следовало оставлять незакреплёнными, поскольку даже в обычных условиях при резком наклоне вперёд возникала реальная возможность обрыва завязок. В рукописи Гастингса говорится, что дублет имел множество дырочек, и, скорее всего, они как раз для продевания шнурков и служили.


Здесь рыцаря также обряжают на битву. «Книга королевы» Кристины Пизанской, 1410-1414 гг. Париж. Британская библиотека, Лондон

Чтобы защитить подмышки, которые доспехи из пластин не закрывали, к дублету пришивались кольчужные вставки. Из рукописи Гастингса мы также узнаём о «тонком одеяле», которым следовало оборачивать колени, чтобы не натереть кожу о металл. Горло рыцаря защищал стоячий кольчужный воротник. Причём сегодня считается, что он был отдельной деталью, застёгивавшейся сзади – способ самый надёжный, хотя он и требовал помощи слуги.


Вполне «современный» для того времени рыцарь. «Путешествие в Геную», Жан Маро (1450?–1526). Национальная библиотека Франции, Париж

Кроме подошвы, каждая нога покрывалась ламеллярным сабатоном, сделанным из множества перекрывающих друг друга металлических пластинок, соединённых заклёпками. Сабатон имел петлю с внешней стороны ноги ниже щиколотки, а застёгивался с внутренней – при помощи ремешка и пряжки. Если же рыцарь носил кольчужные сабатоны в итальянском стиле (редко встречавшиеся в это время в Англии), то они могли присоединяться к поножам или наголенникам за счёт множества отверстий вдоль их нижней кромки. Сами же наголенники имели обычно два вертикальных шарнирно-петлевых соединения с внешней стороны, а застёгивались при помощи ремешков с пряжками с внутренней, где противнику было затруднительно их перерубить. К сабатонам их привязывали «концами» – шнурками с жёсткими наконечниками, похожими на современные шнурки для обуви!


Даже в эпоху «белых доспехов» находились оригиналы, носившие нечто вычурное. «Скорбящая Берта прощается со своим павшим мужем, рыцарем Жираром де Руссильоном, на поле боя». Миниатюра Жана Воклена, «Роман де Жирар де Руссильон», 1448 год. Вена, Австрийская национальная библиотека, Вена

Наколенник и «кюис» (латный набедренник) стали единой деталью. В верхней части «грива», или наголенника, имелась поворотная шпилька, которая проходила через отверстие в нижней пластине наколенника, тогда как основная пластина последнего и «кюис» удерживались вместе ремешками соответственно позади колена и бедра. Для крепления «кюиса», или набедренника, к верхней его кромке приклёпывалась кожаная надставка с пробитыми в ней отверстиями, связывавшаяся шнурками с нижней частью «поддоспешного» или военного дублета. На котором были такие же дырочки на кромке. Вот так закрывались металлом обе ноги.


А теперь дошло дело и до металла: вот кольчужные трусы XVI века (более старых не нашлось!). Вес 3,2 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Для защиты гениталий служила кольчужная «юбка», позволявшая воину сидеть с удобством. «Юбка» завязывалась вокруг талии и, возможно, поддерживалась шнурками с металлическими наконечниками, которые опять-таки привязывались к нижней кромке дублета. Могли использоваться и кольчужные панталоны. Однако для верховой езды они вряд ли были удобны.


Кольчуга XV века. Нюрнберг. Вес 9 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

К нагруднику с внутренней стороны присоединялся набрюшник. С 1430 года нижняя пластина разделилась надвое, и обе пластины стали свисать на ремешках. Эти набедренные щитки получили название «тассеты», а их длина постоянно увеличивалась. Кираса для торса имела шарниры со шпильками с левого бока владельца, а застёгивалась на правом ремешками с пряжками, и также стягивалась ремешками на плечах плеч. После примерно 1450 года в конструкциях германских кирас появилась тенденция использовать пояс вместо шпилек и пряжек. Кроме того, нагрудная и наспинная части кирасы XV века обычно состояли из двух частей – верхней и нижней, причём верхняя заходила за нижнюю. Соединялись они также ремешками с пряжками, обычно по одному спереди и сзади.


Отдельный рукав от кольчуги из Собрания Уоллеса, Лондон. Такие рукава пришивались к военному дублету и служили дополнительной защитой для сочленений латных пластин. Фото wallacecollection.org

«Ванбрас», или наручье, представлял собой кованые пластины для защиты плечевой части руки и предплечья, похожие на трубы и состоящие из двух половин (их называли «верхний/нижний ствол» или «верхние/нижние трубы»). Рука просто просовывалась в «верхний ствол», к которому у плеча приделывалась кожаная надставка для пары «концов», служивших для соединения её с плечом дублета. У «нижнего ствола» было петельно-шарнирное соединение с внешней стороны и соединение ремешками с пряжками на внутренней. В Англии «нижний ствол», скорее всего, крепился к нижней кромке «верхнего ствола» шнурками с металлическими наконечниками, хотя точно это и не установлено.


Рыцарский доспех из Собрания Уоллеса, XV век. Между пластинами доспеха хорошо видны кольчужные рукава, а также шнурки завязок с металлическими наконечниками. Вес же составляющих его деталей таков: 2,1 кг, шлем; 1,36 кг, бевор; 2,34 кг, нагрудник; 1,97 кг, юбка; 3,64 кг, наспинник; 1,5 кг, левый ребрейс, кутер и наруч; 1,2 кг, правый ребрейс, кутер и наруч; 0,3 кг, левая перчатка; 0,34 кг, правая перчатка; 0,17 кг, рондель (он же бесагю); 0,13 кг, рондель; 1,49 кг, набедренник левый (кюис); 1,6 кг, набедренник правый (кюис); 0,85 кг, поножа левая и правая; 0,41 кг, сабатоны левый и правый. Фото wallacecollection.org

Плечо в первой половине столетия закрывалось ламеллярным наплечником, который пришнуровывался «концами», пропущенными через отверстия в верхней кромке одной из пластинок, а также – ремешка с пряжкой на сгибе руки. Подмышки защищали парные «бесагю», свисающие с наплечника или прикреплённые к кирасе завязками. «Бесагю» чаще всего имел форму диска с торчащим из центра шипом, но встречаются и бесагю самых прихотливых форм. К 1440 г. вошли в обиход «полдроны», или кованые латные оплечья, перекрывавшие спину и грудь, и крепившиеся практически так же, как и ламеллярные наплечники.


Кольчужные перчатки, пережившие моду. Венгрия, XVII в. Вес 0,271 кг. Фото wallacecollection.org

Латные перчатки имели раструбы, а костяшки пальцев могли снабжаться «гэдлингами» – небольшими стальными пирамидками или шипами, которыми сегодня очень любят украшать свои доспехи кинематографисты. Примерно к 1440 году на место популярных кольчужных рукавиц в форме варежки пришли настоящие защитные перчатки из металлических пластинок, нашитых на кожу. На поясе слева висел меч, а справа обычно кинжал. Если рыцарь собирался садиться в седло, у его щиколоток при помощи ремешков с пряжками фиксировались шпоры.


Подшлемник из стёганого льна 1484 года. Один из шести подшлемников, заказанных для турнира в честь второй свадьбы Сигизмунда (1427–1496), герцога Передней Австрии и графа Тироля, с Катериной Саксонской. Материалы: стёганое полотно, конопля, кожа. Оружейная палата замка Новый Хофбург (Rüstkammer), Вена

Шлем на голову надевали в самую последнюю очередь. В 1400 г. многие рыцари носили «бацинет» с конусообразным и заострённым забралом, которое можно было снять, вытащив из него запирающие шпильки. Примерно в 1420 году широко распространяется «большой бацинет» с прикреплённым к нему кованым «ожерельем» или латным воротником для защиты шеи. Забрало стало приобретать округлую форму и походить на шумовку из-за множества отверстий для вентиляции.


Итальянский бацинет, больше похожий на барбют. 1425-1450 гг. Вес 3,237 кг. Фото wallacecollection.org

К 1440-м годам такие шлемы, как салад и армэ, понемногу стали вытеснять бацинет. Многие шлемы имели приклёпанную внутри по периметру полоску из холста или кожи, к которой пришивалась подкладка с подбоем из сена, конского волоса, шерсти или пакли. Часто она кроилась из сегментов так, чтобы возможно было стягивать её на маковке с помощью шнурка и таким образом регулировать посадку шлема на голове. Ещё, бывало, подкладку проклеивали изнутри. Другие металлические элементы доспехов тоже нередко имели подкладку. Иногда воины продолжали носить известный с древности стёганный чепчик-подшлемник, стягивающийся завязками под подбородком.


Украшение Собрания Уоллеса: доспешный гарнитур для всадника и его коня работы оружейника Ульриха Рамбса (?), Германия, 1480 г. Материалы: железо, низко- и среднеуглеродистая сталь, кожа, войлок, холст и медный сплав. Технология изготовления: ковка, рифление, перфорирование, точение, травление, тиснение и гравировка. Масса всего доспеха для всадника – 27,161 кг. Масса всего доспеха для коня – 30,07 кг. Масса кольчуги – 10,17 кг. Фото wallacecollection.org
Автор:
Вячеслав Шпаковский

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх